ПРАВО.ru
Интерправо
17 марта 2017, 16:18

Компьютерное право: как работают роботы-юристы и зачем они нужны

Компьютерное право: как работают роботы-юристы и зачем они нужны
Фото с сайта kanobu.ru

К настоящему времени ученые из ряда стран, включая США и Россию, создали ряд роботов-юристов, которые выдают прогнозы и решения на основании самого ценного актива юркомпаний информации. Однако не всегда удается до конца понять принцип работы таких механизмов. Профессор финансов в Университете Фейрфилда в Коннектикуте, постоянный автор колонки портала Above the Law Майкл Макдональд рассказал, как именно работает алгоритм анализа данных, что он включает в себя и где может быть использован.

Как это работает

Как правило, процесс обработки данных и составления бизнес-стратегии состоит из пяти базовых шагов: определение интересующего вопроса, сбор соответствующих данных, отбор и структурирование информации, анализ и вычисление гипотез, принятие решения. То есть, процесс начинается со сбора данных, в ходе которого ученые, работающие с ними, получают информацию, необходимую для конкретного аналитического ресурса. Данные из различных источников могут быть объединены и преобразованы в общий формат и загружены в аналитическую систему. Когда сведения внесены, требуется исправить все погрешности и неточности в этом массиве, поскольку это может повлиять на достоверность результата анализа. Наконец, после того, как весь набор данных проверен и пересмотрен, он переводится в рабочий режим с полным набором данных, чтобы пользователь мог обозначить конкретную проблему.

Однако, как отмечает автор статьи Макоднальд, самой большой проблемой становится то, что фирмы, как правило, не знают, откуда брать эти сведения. К счастью, существует множество инструментов, которые могут помочь в решении этой задачи. И многие из них не требуют больших затрат или вовсе являются бесплатными. К последним относятся, например, сервис FRED, принадлежащий службе Федерального резерва США, или программа Data Ferret, разработанная Бюро переписей США. Платные ресурсы предоставляет компания Thomson Reuters, а также рейтинговое агентство Standard and Poors. Данные, которые могут быть полезными адвокатам, можно найти в таких источниках, как Lawyers.com и Litigation Finance Journal.

Где можно использовать алгоритм

Анализ данных, включая прогностическую аналитику (составление прогнозов, связанных с бизнес-вопросами), может быть полезным для адвокатов всех областей. Маленькие юридические фирмы могут использовать аналитические данные для оптимизации процесса ценообразования и предоставления скидок для клиентов. Крупные юркомпании могут прибегать к таким алгоритмам, чтобы помочь корпоративным клиентам оценить риски от поданных исков и вероятные потери в ходе судебного разбирательства. Фонды, занимающиеся финансированием представительства в судебных процессах, с помощью таких программ могут оценивать и изучать конкретные требования истцов. Адвокаты, работающие в области ценных бумаг, могут рассказать своим клиентам о рисках, связанных с действиями регулирующих органов.

Также, по данным портала ItPro, изучение данных позволяет принимать методические решения. Например, социальные сети могут собирать данные о предпочтениях и интересах своих пользователей и делить их на группы в соответствии с критериями, такими как возраст, пол или место проживания. Тщательный анализ может выявить важные изменения в пользовательской и клиентской деятельности, что позволяет определить общую стратегию социальной сети.

Человек vs робот

Ученым, программистам и представителям юридического сообщества удалось создать несколько моделей искусственного интеллекта, способных облегчить жизнь бизнесменам и адвокатам. Например, в 2015 году стало известно о разработанной тремя американскими учеными программе, которая может предсказать верное решение Верховного суда США в 70 процентах случаев (см. "Толкователи судей: в США разработали программу, угадывающую 7 из 10 решений Верховного суда"). Алгоритм Джоша Блэкмана, Дэниэла Мартина Катца и Майкла Боммарито для составления прогнозов использует базу решений Верховного суда Вашингтонского университета в Сент-Луисе, в которую вносятся все решения американского ВС с 1952 года. Сами разработчики рассказывали, что эта программа работает на основании информации, которая вносится в систему по более чем 200 параметрам: кто был судьей, в чем суть иска, кто истец, кто ответчик, какие решения приняли низшие инстанции и какими нормами они руководствовались? По словам авторов программы, их алгоритм способен предсказать 69,7 % решений Верховного суда США, а также точно спрогнозировать 70,9 % итогов голосований верховных судей за отдельно взятый год.

При этом ранее также уже предпринимались попытки создать такую программу, которая смогла бы заменить человеческих толкователей судебных решений - высококвалифицированных юристов, способных предугадать исход судебного процесса, обладая данными о его участниках и деталях. Несколько лет назад Джош Блэкман разработал систему "правового предсказания" FantasySCOTUS. Однако она была не так эффективна, как ее нынешний аналог, поскольку охватывала не такой большой период и гораздо меньший объем информации.

Разработчик считает, что эта система может оказаться весьма полезной для юристов, бизнесменов и политиков.Кроме того, считает Блэкмэн, программа призвана помочь юристам принимать более обоснованные и эффективные решения. По словам ученого, алгоритм позволит создать взаимодействие между человеком и машиной, чтобы они могли компенсировать недостатки друг друга. "Есть вещи, которые люди делают хорошо… а есть вещи, которые машины делают хорошо. Мы стремимся к созданию взаимодействия сильных сторон человека и компьютера", – заявил Блэкман.

Тем не менее, многие представители юридического сообщества крайне скептически относятся к подобным разработкам. Оно и понятно: услуги адвокатов в США весьма дорогостоящи, и если компании будут использовать компьютерные алгоритмы для анализа данных, отбора документов и предсказания исхода судебного процесса, то работа юристов перестанет быть востребованной. Кроме того, сами судьи настаивают: человеческий фактор играет более значительную роль, нежели автоматизированная система отбора данных. Некоторые "служители Фемиды" считают, что использование таких программ подвергает сомнению работу юриста, "больше полагающегося на работу машины, чем на свой личный опыт".

Электронный ассистент

В 2014 году юрист Эндрю Арруда основал компанию Ross Intelligence, занимающуюся разработкой виртуального юридического ассистента (см. "Робот, а не человек: как искусственный интеллект перестроит работу юристов"). Программа Ross, которая работает на когнитивном компьютере IBM Watson, оснащённом вопросно-ответной системой искусственного интеллекта, использует естественный язык для того, чтобы понять вопросы юристов и сообщить им информацию по интересующим их судебным делам и законодательным актам с необходимыми ссылками. Машина избавляет юристов от необходимости просматривать множество материалов в поисках наиболее подходящих прецедентов. Также Ross постоянно отслеживает новые судебные решения и может вовремя проинформировать о тех, которые помогут в деле. Весь процесс занимает секунды. При этом программа постоянно развивается, осваивая все более новые правовые сферы: банкротное, трудовое, налоговое право.

Разработчик, Эндрю Арруда, заявляет: основная цель проекта - позволить каждому юристу пользоваться искусственным интеллектом, а также помочь юристам работать быстрее, лучше и дешевле. При этом робот-юрист уже заслужил признание среди представителей юридического сообщества. В мае прошлого года юрфирма Baker Hostetler дала программе лицензию на работу в банкротной практике (см. "В США юрфирма наняла робота-юриста"). Позднее то же самое сделали Latham & Watkins LLP и Briesen & Roper SC.

Отечественный производитель

Хотя юридический рынок в России гораздо меньше, чем в западных странах, российские разработчики также предприняли попытки создания компьютерного помощника, призванного облегчить работу юристов. Например, система Casebook также является подобным "роботом". На основании технологий Machine Learning она способна предсказать продолжительность и исход дела (CEO "Право.ru" Алексей Пелевин ранее озвучивал, что прогноз может быть верным в 85% случаев), а вскоре смогут предсказывать и банкротство компаний.

В 2016 году стало известно, что сотрудники Казанского федерального университета тоже приступили к разработке робота-юриста, способного предсказать решения суда (см. "В Казанском университете создают робота-юриста"). По словам авторов проекта, так называемый "электронный консультант" будет способен предугадывать решения суда на основании имеющихся данных. При этом при отсутствии какой-либо важной информации система будет сообщать пользователю, каких именно сведений не хватает для составления прогноза.

Российские экспетры высоко ценят подобные разработки. Однако они сомневаются, что такие программы можно бует использоваться во всех судебных разбирательствах. Пелевин тогда отметил, что такая система подходит для предсказывания результатов только типовых судебных процессов, практика по которым является распространенной. По его мнению, разработка может использоваться лишь для упрощения судебного процесса, в том числе, и для самих судей. Программа "поможет там, где нужен анализ, подбор нужной документации", однако, рассказал Пелевин, в судебных разбирательствах, где есть сложный спор, не имеющий прецедентов, она будет бесполезна.