ПРАВО.ru
Новости
17 февраля 2014, 23:40

Следователи помогли адвокату наказать судью за хамство

Следователи помогли адвокату наказать судью за хамство

После одного из процессов в Центральном суде Красноярска адвокат Татьяна Автушко пожаловалась на председательствующую по делу местной квалифколлегии. Судья Светлана Берестова вела себя надменно, кричала и унижала участников заседания, утверждала Автушко. В ККС жалобу изучили, а заодно привлекли к разбирательству следователей – их Берестова тоже обидела.

В конце 2012 года Автушко представляла в апелляции интересы частного обвинителя К. по ч.1 ст.116 УК (побои – до трех месяцев ареста). Был ли наказан предполагаемый обидчик, неизвестно – судебные акты не опубликованы, а в пресс-службе суда оперативно ответить на запрос не смогли. Однако само дело адвокат и председательствующая судья Центрального районного суда Красноярска Светлана Берестова наверняка запомнили. По его окончанию, весной 2013 года Автушко пожаловалась на Берестову в квалификационную коллегию судей Красноярского края.

В своем заявлении адвокат утверждала, что судья с 19-летним стажем нарушает этику, что выражается в "высокомерном и над­менном обращении с участниками процесса, криках на них, унижении и поучении людей, некорректных замечаниях в ходе судебного заседания". Впрочем она пояснила, что имела в виду, прежде всего, действия Бересто­вой в конкретном судебном заседании по заявлению К. 24 мая 2013 года ККС создала комиссию для проверки обращения, а 12 июля состоялось заседание (решение ККС опубликовано в 2014 году. – Прим. авт.), куда вызвали и саму Берестову.

Как говорится в документе, к делу были приобщены письменные показания от руководителя и следователей Следственного от­дела по Центральному району Красноярска ГСУ СК по Красноярскому краю, где сообщается, что судья в заседаниях "допускает некорректное по­ведение в отношении участников процесса, в частности, позволяет себе обращаться с ними повышенным тоном, допускает оскорбительные выражения, публично вы­ражает сомнения в грамотности и профессиональной пригодности должностных лиц органов следствия".

На самом заседании ККС три вызванных следователя подтвердили обвинения лично и дополнили их конкретными фактами. Так Берестова, по их словам, публично и в неприемлемой форме предъявляла непроцессуаль­ные претензии к оформлению документов в присутствии других участников про­цесса, в том числе обвиняемых, поднимала вопросы об их профпригодности, грубо выражалась, обращалась в повелительной форме, перебивала и "постоянно делала замечания по поводу их обычных действий".

Берестова объяснила, что повышенный тон и другие указанные жалобщиками действия, обусловлены "характеристиками зала судебного заседания и необходимостью под­держания в нем порядка, а также своевременного рассмотрения дел". При этом судья признала, что где-то ее поведение и могли расценить как неэтичное и попросила учесть ее стаж, несовершеннолетнего ребенка и мать на иждивении, а также заверила, что в дальнейшем не будет допускать таких нарушений.

Кроме пояснений и материалов проверки, коллегия в решении обратила внимание на материалы дела, после участия в котором пожаловалась Автушко. Так, там были замечания к протоколу судебного заседания от 20 декабря 2012 года, поданные адвокатом, где упоминается и некорректное поведение судьи. Постановлением от 9 января 2013 года Берестова их отклонила, но "доводы защитника фактически были оставлены без рассмотрения, поскольку они судьей не признаны необоснованными или не соответст­вующими действительности", подчеркнула ККС.

В результате коллегия пришла к выводу, что проступок был, но решили наказать судью предупреждением, тем более что Автушко на примене­нии строгого взыскания не настаивала. За наказание ККС проголосовала единогласно.

О проблеме хамства в своих рядах думают и сами судьи, в недавнем интревью Дмитрий Фомин, заместитель председателя Мосгорсуда, предположил, что ситуацию можно будет исправить после введения тотального аудиопротоколирования процессов (Подробнее>>). Пока же, признавал Фомин, остановить и как-то наказать неэтичное поведение сложно: "Иногда человек, пришедший в суд, пишет о том, что судья либо прокурор, редко защитник (по поводу защитника все-таки обращаются в адвокатскую палату), в процессе сделал что-то не так или вел себя неадекватно. Именно в процессе, я подчеркну. Как это проверить? Пока в нашем состоянии никак. Да, мы назначаем служебную проверку. Но что такое служебная проверка? Кроме прочего, председатель суда вызывает судью и говорит: "Ты вел себя неправильно, нарушал процессуальные нормы". А ему отвечают: "Нет, я хороший или я хорошая". Председатель отписывает, что не было ничего, факты не подтвердились. А человек, подавший жалобу, искренне считает, что нарушены его права, начинает возмущаться. Естественно, уровень доверия к суду в связи с этим падает. Он же видел, что так было… Может быть, и было, мы же не знаем, но ему говорят: нет, такого не было".