ПРАВО.ru
Новости
2 ноября 2015, 13:36

Авиакатастрофа в Египте: почему упал Airbus "Когалымавиа"

Авиакатастрофа в Египте: почему упал Airbus "Когалымавиа"
Фото EPA /Vostock-photo

Материал обновляется

В субботу утром произошла крупнейшая в истории современной России авиакатастрофа. Самолет Airbus A321 авиакомпании "Когалымавиа" (Metrojet), вылетевший из Шарм-эш-Шейха в Санкт-Петербург рано утром, разбился на Синайском полуострове, недалеко от города Эль-Ариш. Погибли 217 пассажиров, в основном это были петербуржцы, возвращавшиеся после отдыха на курортах Египта, и семь членов экипажа. По факту авиакатастрофы СКР расследует уголовное дело по ст. 263 УК РФ (нарушение правил безопасности эксплуатации воздушного транспорта) и ст. 238 УК РФ (оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности). По первой статье ответственность за катастрофу главным образом ложится на пилотов и техников, по второй – уже на руководителей и владельцев "Когалымавиа", а также туроператора Brisco, заказавшего чартер.

Обновлено 5 ноября, 9.50. Великобритания приостановила полеты над Синайским полуостровом из-за вероятности того, что борту российского Airbus A321 могла быть установлена бомба, сообщил глава МИД страны Филипп Хаммонд. По сведениям источников агентства Associated Press, знакомых с информацией американской военной разведки, версия о крушении самолета из-за взрыва бомбы основана на данных перехватов переговоров боевиков "Исламского государства", передает "Прайм".

Обновлено 3 ноября, 10.40. Экипаж А321 вплоть до крушения не имел информации о неполадках на борту, передает "Интерфакс" со сылкой на осведомленный источник в Египте. Из записи разговоров летчиков с диспетчерами следует, что ситуация на борту еще за 4 минуты до исчезновения лайнера с радаров была штатной. Однако моменту пропажи самолета "на записи предшествуют нехарактерные для штатного полета звуки".

Обновлено 2 ноября, 15.52. Министр транспорта России Максим Соколов на встрече с президентом Владимиром Путиным сообщил, что самолет А321, как было установлено визуальным наблюдением, разрушился в небе через 23 минуты штатного полета. Обломки лайнера находятся на территории примерно 20 кв. км. Соколов возглавляет правительственную комиссию по расследованию авиакатастрофы и сегодня вернулся в Москву из Каира. Стенограмма его встречи с президентом размешена на сайте Кремля.

Обновлено 2 ноября, 14.52. Самолет Airbus не получал удара извне, а капитан судна не подавал сигнал бедствия, заявили информагентству Reuters в египетской следственной группе, которая занимается расшифровкой черных ящиков разбившегося воздушного судна. Других подробностей расследования пока не озвучивается.

Обновлено 2 ноября, 12.49. Рострудом в ходе проверки ООО "Авиакомпания "Когалымавиа" в связи с крушением Airbus A321 выявлена приблизительно двухмесячная задолженность по зарплате, сообщила в понедельник пресс-служба ведомства. Сейчас объем задолженности уточняется. Кроме того, трудинспекция проверяет соблюдение летным составом режима труда и отдыха, порядка проведения медосмотров и психиатрического освидетельствования.

Обновлено 2 ноября, 9.36. Как сообщает пресс-служба СКР, в рамках расследования изъята документация по техническому обслуживанию самолета Airbus А321 с момента начала его эксплуатации. В частности, изучаются задания на полет, сертификаты, распечатки маршрута полета, пассажирский манифест, копии сообщений кипрского диспетчера об исчезновении самолета с радара. Идет проверка медицинских документов по предполетному освидетельствованию членов экипажа, а также документов о приобретении и использовании установленных деталей и агрегатов. Допрошены сотрудники подразделений аэронавигационного обеспечения и технического обслуживания воздушных судов "Когалымавиа", экипаж, выполнявший последний перед крушением рейс из Самары. В Самаре, где самолет заправлялся, изъяты образцы топлива и иная документация, касающаяся предполетного обследования технического состояния судна. Назначена экспертиза.

Кроме того, группа следователей и криминалистов центрального аппарата СКР совместно с представителями Египта в соответствии с нормами национального и международного права участвует в осмотре места авиакатастрофы. Установлено, что обломки Airbus разбросаны по огромной территории, представляющей собой вытянутый эллипс длиной около 8 км и шириной около 4 км. При этом отдельные, относительно легкие части самолета вылетели далеко за пределы основного "пятна". Как пишет "Газета.ру", следователи уже нашли один из бортовых самописцев Airbus 321. "Черный ящик" содержит все данные коммуникаций между самолетом и контрольной башней диспетчеров, а также переговоры командира самолета и его помощников. Расшифровывать его будут авиаэксперты и российские следователи.

По данным "Коммерсанта", в результате осмотра был сделан вывод о том, что разрушение Airbus произошло на большой высоте еще в воздухе из-за взрывной разгерметизации салона – корпус лайнера лопнул от резкого перепада давления на большой высоте. Причин для этого может быть несколько. По мнению экспертов, нарушить целостность фюзеляжа могла, например, ударная волна небольшой бомбы. Локальный взрыв в багажном отделении не должен был разрушить самолет, однако привел бы к резкому перепаду давления и разгерметизации. Второй причиной нарушения целостности фюзеляжа называется усталостная трещина, возникшая, например, в шпангоуте фюзеляжа. В 2001 году, во время эксплуатации в Египте, Airbus ударился о полосу хвостовой частью при посадке в аэропорту Каира. Этот инцидент привел к нарушению геометрии конструкции и летных характеристик лайнера. После неудачной посадки самолет должен был быть введен в эксплуатацию только после устранения всех дефектов. Еще одной возможной причиной взрывной разгерметизации мог стать неисправный двигатель. При разрушении турбины оторвавшиеся от нее лопатки, по словам специалистов, вылетают наружу с огромной скоростью и, двигаясь в одной плоскости, режут крыло и фюзеляж лайнера подобно диску пилы-болгарки. Для того чтобы точно установить причину, потребуется собрать все обломки Airbus и воссоздать из них контур разбившегося самолета. Также будет проведена проверка их на возможное наличие следов взрывчатки.

Кроме того, северная часть Синайского полуострова считается вотчиной террористической группировки "Ансар Бейт аль-Макдис". В последнее время боевики этой группы, с которой много лет ведут борьбу полиция и армия Египта, присягнули на верность запрещенному в России "Исламскому государству". С учетом этого обстоятельства, а также прозвучавших в интернете заявлений ИГ о своей причастности к атаке на российский самолет было высказано предположение о том, что лайнер мог быть сбит выстрелом из переносного зенитно-ракетного комплекса. В дальнейшем эту версию опровергли, отмечая, что Airbus летел на недоступной для ПЗРК высоте. Однако, как полагают эксперты, полностью сбрасывать со счетов террористическую версию пока еще рано.

По данным СМИ, "Когалымавиа" принадлежит ООО "Западная авиационно-инвестиционная компания", гендиректором которого является Висхан Табулаев. Он же владеет турфирмой "Триомед", которая работает под брендом Brisco. После трагического происшествия Ространснадзор, Росавиация, Международный авиационный комитет (МАК) и другие госорганы заявили, что "Когалымавиа" ждут внеплановые проверки. По их результатам будет решаться дальнейшая судьба авиаперевозчика. В частности, Ространснадзор уже распорядился приостановить полеты шести из восьми A321, входящих в авиапарк компании. Позднее стало известно, что решение о приостановке не подразумевает одновременного вывода самолетов из эксплуатации – регулятор предложил проверять их техническое состояние по одному.

В воскресенье весь день в Санкт-Петербурге работал оперативный штаб, координировавший действия городских и федеральных служб, связанные с катастрофой самолета. Родственники погибших были размещены в гостинице, они уже сдали биоматериалы для ДНК-экспертизы, а власти тем временем решают вопрос о размере компенсаций для них.

2 ноября из Египта в РФ прибыл первый самолет МЧС с телами погибших в авиакатастрофе. По словам официального представителя Следственного комитета РФ Владимира Маркина, в Санкт-Петербург было доставлено более 130 тел жертв крушения авиалайнера и более 40 фрагментов тел, передает ТАСС.

Позднее, в ночь на 3 ноября в Россию прибыл второй самолет с останками погибших.

В настоящее время на месте крушения самолета продолжаются поисковые работы, которые охватывают более 15 км территории.

Ранее американское аналитическое агентство Stratfor заявило, что считает наиболее вероятной причиной трагедии на Синае пронос взрывного устройства на борт самолета. Как отмечает РИА Новости, при этом специалисты ведомства практически исключают вариант, что авиалайнер был сбит джихадистами из переносного зенитно-ракетного комплекса (ПЗРК).