ПРАВО.ru
Новости
21 марта 2016, 19:17

Страховщики недовольны новым КоАП

Страховщики недовольны новым КоАП

Редакция Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП), которую Дума рассматривает с декабря прошлого года, вновь получила пакет замечаний. На этот раз документ раскритиковали страховщики – они опасаются, что, если Кодекс будет принят в нынешнем виде, вся страховая отрасль в России может не просто пострадать, но и вовсе разрушиться.

Узаконить критерии навязывания

Замечания от Всероссийского союза страховщиков (ВСС) под подписью президента организации Игоря Юргенса поступили в нижнюю палату парламента 16 марта (документ есть в распоряжении редакции Право.ru). Наибольшее внимание ВСС обратил на новеллу документа, прописанную в ст. 30.32 ("Нарушение прав потребителей страховых услуг"). Она предусматривает ответственность страховщиков за отказ от заключения публичных договоров, которые предусмотрены законодательством о конкретных видах обязательного страхования, а также за навязывание дополнительных услуг. За подобное правонарушение авторы нового кодекса предлагают ввести штраф от 150 000 до 200 000 руб. для должностных лиц и от 3 млн до 4 млн руб. – для юридических.

По словам Игоря Юргенса, такой размер санкций "явно не соответствуют степени тяжести указанного правонарушения", а также может оказать "разрушительный эффект на моторное страхование в стране, да и на всю страховую отрасль в целом". Кроме того, говорится в замечаниях от ВСС, норма не учитывает имеющуюся сегодня возможность страховщиков отказаться от договора добровольного страхования в течение определенного срока со дня его заключения (так называемый "период охлаждения") – соответствующее право прописано в Указании Центробанка РФ № 3854 от 20 ноября 2015 года "О минимальных (стандартных) требованиях к условиям и порядку осуществления отдельных видов добровольного страхования".

Более того, в предлагаемом варианте кодекса, как и в действующей редакции, нет четкого определения такого административного правонарушения, как "навязывание дополнительных услуг". В связи с этим ВСС считает необходимым внести в проект закона поправки, которые бы четко разграничивали случаи принуждения к заключению дополнительного договора и заключение дополнительного договора по соглашению сторон без такого принуждения.

Штрафы опять названы несоразмерными

Страховщики также обратили внимание авторов законопроекта на необоснованное увеличение "до нескольких десятков раз" размеров штрафов, которые могут быть применены к некредитным финансовым организациям. По заявлению ВСС, такое внушительное увеличение санкций несоразмерно предполагаемым правонарушениям, а сами описания составов правонарушений зачастую носят поверхностный характер и содержат понятия, требующие раскрытия и конкретизации.

Так, например, необоснованными назвали страховщики санкции по новелле проекта, ст. 30.34 ("Непредставление информации в единую автоматизированную систему"). Согласно предложенной редакции, за подобное правонарушение должностным лицам грозит штраф от 30 000 до 50 000 руб., а юридическим – от 500 000 до 700 000 руб. Страховщики утверждают, что, учитывая жесткие требования закона к представлению информации в единую базу по ОСАГО (АИС ОСАГО), а также существующие сегодня технические трудности для обмена информации с обеих сторон, штрафы "за любые факты частичного непредставления информации или непредставления ее в полном объеме представляются необоснованными и несправедливыми".

В целом, отмечает ВСС, по большинству статей действующего КоАП штрафные санкции применялись "считанное число раз, что говорит, скорее, о необходимости их отмены, а не об усилении санкции".

Проблемы общей части

Помимо этого у страховщиков возникли замечания и к общей части нового кодекса. Так, например, ст. 2.4 нового КоАП предполагает недопустимость повторного административного наказания за одно и то же административное правонарушение, однако не устраняет проблему для страховщиков. По словам ВСС, правоприменительная практика такова, что по жалобе гражданина на действия страховой компании могут быть возбуждены дела как Банком России (за нарушение лицензионных условий деятельности), так и Роспотребнадзором (за нарушение прав потребителей). Страховщики уверены, что в новом КоАП нужно предусмотреть недопустимость двойного наказания за одно и то же деяние, "поскольку правонарушение производно от деяния", а не наоборот. Предлагаемая же авторами кодекса норма проблемы не решает, уверены в ВСС.

Не устроила страховщиков и ст. 2.13, устанавливающая принцип оперативности по делам об административных правонарушениях. По словам организации, "сам принцип не вызывает сомнений", однако зачастую органы госвласти, возбуждая административные дела, не дают возможности надлежащим образом подготовиться к участию в процессе. Например, Роспотребнадзор уведомляет о возбуждении и рассмотрении дела не более чем за три рабочих дня, и к таким уведомлениям крайне редко прилагаются материалы, которые имеются в распоряжении госорганов. В связи с этим, считают страховщики, в новом КоАП необходимо установить обязанность для госорганов совершать все процессуальные действия "с учетом фактических обстоятельств дела и необходимости соблюдения права на защиту".

Кроме того, продолжает ВСС, пп. 5 ч. 1 ст. 5.3 нового КоАП ("Обстоятельства, отягчающие административную ответственность") называет отягчающим принуждение других граждан к совершению правонарушения со стороны лица, которое это правонарушение совершило. Между тем, уверяют страховщики, практически каждое административное правонарушение, совершенное юридическим лицом, может быть квалифицировано как правонарушение, совершенное с отягчающими обстоятельствами, поскольку "оно реализует свои права и выполняет обязанности через должностных лиц и сотрудников, которые являются самостоятельными субъектами административного процесса".

В целом, отмечает в своем обращении Игорь Юргенс, сегодня, "когда государство и страховая отрасль проходят трудный этап реформирования в условиях кризиса, подобная дополнительная нагрузка на бизнес не будет способствовать решению задач, которые поставил перед нами Президент РФ".

Новая версия КоАП была внесена в ГД в декабре прошлого года и обросла критикой еще на этапе разработки. Эксперты и бизнес-сообщество назвали характер нового кодекса "карательным", поскольку он существенно увеличивает размеры санкций по некоторым статьям, а также вводит такую меру административного наказания, как ликвидация юридического лица. В январе-феврале в ГД прошло 20 заседаний рабочей группы совместно с экспертами, на которых авторы законопроекта обсуждали изменения, которые необходимы кодексу ко второму чтению. (Подробнее обо всех заседаниях рабочей группы по редакции нового КоАП при Комитете ГД по конституционному законодательству и госстроительству читайте в подборке "Право.ru": "Обсуждение КоАП – как государство и бизнес спорят о новом Кодексе"). Впрочем, на прошлой неделе новая версия кодекса все же получила положительную оценку от Правительства РФ.

С текстом законопроекта № 957581-6 "Кодекс РФ об административных правонарушениях" можно ознакомиться здесь.