ПРАВО.ru
Новости
2 июня 2016, 12:45

Рэнкинг Право.ru – судебная нагрузка на крупнейших мобильных операторов

Рэнкинг Право.ru – судебная нагрузка на крупнейших мобильных операторов
Фото с сайта news.vse42.ru

2015 год оказался рекордным по увеличению абонентских баз ведущих сотовых операторов в России за пять лет. Но одновременно он оказался и рекордным по снижению темпов роста их выручки. На фоне такой разнонаправленной динамики аналитикам Право.ru было тем интереснее оценить судебную нагрузку на крупнейших мобильных операторов и посмотреть соотношение исков и количества их клиентов.

Лидером по совокупной сумме исков стала компания МТС – за год с апреля 2015 по апрель 2016 года она участвовала в спорах на общую сумму в 1,18 млрд. рублей. Крупнейшим делом стало для нее разбирательство с компанией "Связной-Логистика" (входит в группу "Связной"). Иск к МТС был подан осенью 2015 года. "Связной" хотел получить компенсацию от МТС за невыплату агентского вознаграждения на сумму 680 млн. рублей. К 2016 году сумма исковых требований возросла уже до 1 млрд рублей.
 


Дело закончилось мировым соглашением и согласием МТС выплатить требуемую сумму после объявления акционером "Связного" – офшора Trellas Enterprises – о намерении взыскать с МТС 77,7 млрд рублей за использование МТС торгового знака "Связной" в рамках проекта виртуального оператора "Связной Мобайл". Права на этот знак принадлежат Trellas, которая не давала согласия на ее использование. В ответ на готовность МТС пойти на мировое соглашение акционер "Связного" отказался от многомиллиардного иска.

В МТС сообщили, что в судебных разбирательствах внешних консультантов привлекают только в тех случаях, когда речь заходит о масштабных разбирательствах. "При этом мы никогда не поручаем консультантам вести дела самостоятельно, – комментирует пресс-секретарь Группы МТС Дмитрий Солодовников.

Самые крупные иски
 

Если из общей суммы исков исключить у каждой компании 5 крупнейших дел, в среднем самые "дорогие" дела у "Вымпелком" – 491 тыс. рублей каждое, на 2 месте "Мегафон" – 281 тыс. рублей и замыкает тройку "Т2 РТК холдинг" – 199 тыс. рублей. Предмет иска у компаний очень разнообразен. Например, у МТС в последнее время наиболее крупные иски в денежном выражении приходятся на споры в области интеллектуальной собственности и подрядов: последнее обусловлено сильной конкуренцией на рынке и необходимостью постоянной модернизации и строительства мобильных сетей, инфраструктуры, получения множества согласований и разрешений. У "Мегафона" крупнейшие иски за последний год связаны с договорами на поставку оборудования и спорами с ИФНС, а у «Т2 РТК холдинг» – 4 из 5 исков связаны с претензиями ОАО АФК «СИСТЕМА» по договорам 2010 года с присоединенной к ООО «Т2 Мобайл» компанией ОАО «МСС».

Если сравнить судебную нагрузку с размером абонентской базы, то в «Вымпелком» на 1 абонента приходится исков на сумму 2,17 рублей, в МТС – на 2,02 рублей, в «Мегафон» – 1,63 рублей, а у «Т2 РТК холдинг» – всего на 0,73 рубля. Сравнение абонентской базы с судебной нагрузкой – достаточно условный показатель: "Наша компания работает на различных рынках, помимо телеком-рынка, оказывает финансовые услуги, услуги телевещания, системной интеграции, электронного документооборота – комментирует пресс-секретарь Группы МТС Дмитрий Солодовников. – Поэтому споры могут возникать в различных сферах деятельности, в т. ч. не связанных с оказанием услуг связи, например, строительные подряды, административные споры, арендные отношения и т. д".

Перед обращением в суд юристы проверяют обоснованность предъявляемых требований и прогнозируют вероятный исход дела, основываясь на фактических обстоятельствах спора, нормах права и практике их применения. Так, например, в компании МТС создали внутри компании самостоятельный информационный банк документов по судебным и административным делам, вынесенным с участием МТС и иных операторов связи, а также по разъяснениям госорганов. Это позволяет корпоративным юристам максимально эффективно применять тенденции актуальной правоприменительной практики и прогнозировать вероятный исход дела.