ПРАВО.ru
Новости
15 июля 2016, 22:53

Российские интернет-магазины пожаловались Лебедеву и Чайке на зарубежных конкурентов

Российские интернет-магазины пожаловались Лебедеву и Чайке на зарубежных конкурентов
Фото с сайта nextranks.com

Онлайн-ретейлеры просят Генпрокуратуру и Верховный суд заставить иностранных конкурентов соблюдать местное законодательство по защите прав потребителей путем применения штрафов, узнал РБК.

Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ), объединяющая 20 российских интернет-ретейлеров, включая Ozon.ru и KupiVIP, просит надзорное ведомство и ВС определить, должны ли зарубежные конкуренты соблюдать российское законодательство по защите прав потребителей. Письма направлены в адрес генпрокурора Юрия Чайки и председателя ВС Вячеслава Лебедева.

Под вопросом остаются два спорных пункта: в какой момент право собственности на товар переходит от покупателя к продавцу и почему ведомства не защищают права потребителей в случае с иностранными ретейлерами.

Во Всемирной почтовой конвенции указано, что переход права собственности происходит в момент, когда покупатель получает товар, а не в момент заказа и оплаты в магазине. По мнению АКИТ, это означает, что права потребителей должны защищаться в российской юрисдикции. Сейчас решение о возврате денег остается за магазином, который работает по законам страны, где он зарегистрирован: например, китайский AliExpress сам решает, реагировать ли на жалобы пользователей из России.

Ретейлеры предлагают Чайке и Лебедеву ввести для нарушителей систему штрафов, а также внести поправки в федеральный закон "Об исполнительном производстве", чтобы определить порядок взыскания ущерба с зарубежных граждан и компаний. Кроме того, АКИТ просит ВС разъяснить, должны ли иностранные торговцы руководствоваться российским законодательством при доставке товаров в страну, и определить, какие органы власти отвечают за защиту прав покупателей.

Ассоциация отмечает, что законодательство не позволяет привлекать к ответственности иностранные компании, которые доставляют российским покупателям товары ненадлежащего качества и контрафакт. Однако с ростом популярности покупок из-за рубежа участились случаи продажи такой продукции: только в первом квартале текущего года число "международных отправлений с товарным вложением" выросло на 182%, до 48 млн штук. Поскольку стоимость 90% заказов не превышает 1100 рублей, пострадавшие потребители предпочитают не вступать в судебные тяжбы: издержки на юристов и оплату пошлин обходятся дороже, чем сами покупки.