ПРАВО.ru
Новости
17 июля 2017, 12:58

МЭР подготовило рамочный закон о разрешительной деятельности

МЭР подготовило рамочный закон о разрешительной деятельности

Минэкономразвития (МЭР) собрало общие правила разрешительной деятельности в проекте рамочного закона: предлагается ограничить виды деятельности, для которой требуются разрешения, установить принципы их предоставления, причины отказа и порядок его обжалования. Об этом пишет "Коммерсантъ".

Провести инвентаризацию действующих разрешительных режимов и разработать профильный законопроект в этой сфере правительству в январе поручал Владимир Путин. Сейчас законодательство фрагментарно: МЭР совместно с Высшей школой экономики и РСПП насчитало в России 541 вид разрешительной деятельности, что в 2,5 раза превышает число видов госконтроля, при этом часть режимов действуют незаконно или без надлежащего регулирования. Не существует и единого понятия "разрешение" – чаще всего его объединяют с понятием "лицензия", что затрудняет "понимание степени и широты административной нагрузки на бизнес и граждан", указывает МЭР.

Предлагается ввести перечень из 438 видов деятельности, которая требует разрешений. В отношении некоторых видов таковые не потребуются вовсе – например, для техрегулирования, приватизации, регистрации юрлиц и кадастровой деятельности. Для других будет действовать уведомительный порядок (этот документ вступит в силу в 2019 году, сам закон – в 2020 году). Требовать разрешения для деятельности, не включенной в перечень, запрещается.

Закон охватит не только экономическую сферу, но также общественную, политическую и миграционную: под него подпадут, в том числе, СМИ, саморегулируемые и некоммерческие организации, медицину и образование, социальные исследования. МЭР признает, что документ содержит совершенно новые обязанности, ограничения и запреты, а также может привести "к возникновению ранее не предусмотренных законодательством расходов физических и юрлиц".

В проекте прописан принцип толкования сомнений в пользу заявителя и прямой запрет формального применения закона, который будет применяться в случаях отзыва разрешений через суд. Если уполномоченный орган пропустил сроки принятия решения в рамках разрешительной процедуры, то считается, что таковое принято в интересах заявителя. Без суда аннулировать разрешение можно будет из-за нарушений, повлекших причинение вреда гражданам, окружающей среде, безопасности государства, а также из-за неустранения нарушения в положенный срок или воспрепятствования деятельности контролера.

Приоритетными станут электронные формы предоставления разрешения, прописан риск-ориентированный подход, уточняет замминистра экономического развития Савва Шипов. Установка при разработке этого закона: "рационально пересмотреть уровни и порядок работы системы таким же образом, как мы сделали это при разработке законопроекта о госконтроле", - говорит министр по делам "Открытого правительства" Михаил Абызов (см. "МЭР рассчитывает, что закон о контрольно-надзорной деятельности примут уже осенью").