ПРАВО.ru
Новости
7 декабря 2017, 14:08

ВС рассказал, как судить за незаконное использование товарного знака

ВС рассказал, как судить за незаконное использование товарного знака
Фото с сайта www.facebook.com/supcourt

Обязательно ли участвовать потерпевшему правообладателю в деле о привлечении к ответственности распространителя контрафактной продукции и можно ли использовать чужой торговый знак на упаковке товара без разрешения его владельца. Об этом рассказывается в обзоре судебной практики, который выпустил Верховный суд 6 декабря. 

Контрафакт без потерпевшего

Таможенники просили суд наказать фирму за распространение контрафактной продукции. Две инстанции удовлетворили это требование, а компания обжаловала такие решения, указывая на то, что к делу не привлекли потерпевшего правообладателя товарного знака.

Таможенный орган обратился в арбитражный суд, чтобы привлечь компанию к административной ответственности за распространение контрафактной продукции (ч. 1 ст. 14.10 КоАП). Две инстанции удовлетворили требования заявителя. Общество не согласилось с такими решениями и обжаловало их в Суд по интеллектуальным правам.

Заявитель в своей жалобе указал на то, что иностранная компания – правообладатель, признанная потерпевшей в этом деле, не привлекалась к разбирательству. Кроме того, фирма подчеркнула, что сам правообладатель не жаловался на нарушение его исключительных прав на товарный знак.

СИП отверг перечисленные доводы, сославшись на то, что сами таможенники имели достаточно информации о факте правонарушения. Первая кассация подчеркнула, что наличие заявления правообладателя товарного знака не обязательно для возбуждения дела об административном правонарушении по ч. 1 ст. 14.10 КоАП.

Детали с чужим логотипом

В другом деле компания ввозила в Россию автозапчасти. На упаковках с этим товаром были нарисованы логотипы известных автомобильных марок, которые фирма использовала без разрешения их правообладателя. Таможенный орган посчитал это незаконным использованием средств индивидуализации (ч. 1 ст. 14.10 КоАП) и обратился в арбитражный суд с требованием наказать компанию. Общество в ответ заявило, что сведения о марках автомобилей в спорном случае носят информационной характер и не обладают признаками товарного знака.

Однако арбитражный суд поддержал позицию таможенников, указав на то, что компании надо наказывать и за незаконное использование товарных знаков на упаковках с этикетками. Первая инстанция подчеркнула, что фирмы специально наносят логотипы известных брендов, чтобы привлечь покупателей, следовательно, используют их для индивидуализации товара. Так что и в таких случаях компаниям надо просить разрешения у правообладателей знаков.