83% опрошенных не верят в прозрачность закупок на рынке юридических услуг в РФ

Таковы результаты исследования, проводимого в течение двух месяцев в рамках спецпроекта «Право.ru» совместно с УК «Право и бизнес» и «НАФКО-Консультанты».

Другие ответы тоже неутешительны. Так, 58% наших читателей сталкивались с злоупотреблениями в сфере закупок юридических услуг. Например, заместитель генерального директора ООО "Юридическая фирма "Фабий" Ольга Фисенко считает, что основная проблема – это условия, предъявляемые закупочной документацией: они как будто составлены под конкретного исполнителя, таким образом компании "с улицы" очень сложно набрать нужное количество баллов для победы. А специалист тендерного отдела МОО «Общество защиты прав собственников и арендаторов недвижимости» Екатерина Федорова сталкивалась в практике со злоупотреблениями властью и нарушением принципа конкуренции.

При этом 56% опрошенных считают ответственность за нарушение законодательства о закупках недостаточной. Возможно, именно поэтому не так много людей принимались обжаловать результаты закупочных процедур в ФАС и суды – только 47% тех, чьи права были нарушены, делали это. А может, причина невысокого числа обжалований – неэффективность этой процедуры. Так, 76% тех, кто все-таки решился на обжалование, не смог восстановить свои нарушенные права. Тем не менее, партнер DS LAW Мария Калинина уверена: обжалование в ФАС эффективно, однако по 223-ФЗ решения ФАС блокируют на уровне судов, и Верховный суд не готов менять эту практику.

Мы также интересовались, нужно ли вывести закупки юридических услуг из-под действия 223-ФЗ и 44-ФЗ. В ответе на этот вопрос мнения разошлись: 53% ответили, что нужно, а 47% – что нет. Зато читатели однозначно высказались за необходимость существенно ограничить основания для проведения закрытых процедур, а также процедур закупки юридических услуг – за это выступило 82% опрошенных.

Таким образом, проведенный опрос еще раз подтвердил, что большинство участников рынка юридических услуг, с одной стороны, не верят в их честность и прозрачность, а с другой – не считают эффективным и целесообразным обжаловать незаконные результаты. Подобная реакция свидетельствует о назревшей необходимости внесения соответствующих изменений в законодательство о закупках как в части требований к проведению закупочных процедур, так и ответственности за их нарушение. Ситуация, при которой победитель тендера известен заранее, а закупочная процедура становится лишь формализованным способом узаконить заранее сделанный выбор подрядчика, недопустима и не соответствует общей тенденции развития в стране конкуренции, необходимой для выстраивания максимально прозрачной экономики.