ПРАВО.ru
Мнение
20 июня 2017, 13:20

Принудительное лицензирование: зачем что-то менять?

Принудительное лицензирование: зачем что-то менять?

Сергей Патракеев, партнер направления фармацевтики и здравоохранения Lidings, вспоминает итоги сессии по принудительному лицензированию в рамках минувшего Санкт-Петербургского юридического форума. Международный опыт, российские реалии и ключевые тезисы в авторской колонке эксперта. 

На сессии ПМЮФ можно было услышать заявления о том, что патент, как форма существования исключительного права, не имеет такого абсолютного характера, как вещное право. И даже более того, на патент следует смотреть скорее как на категорию общественного интереса, чем на гарантию чьего-то права.

Конечно, права из патента не имеют характера, скажем, неотъемлемых прав человека, гарантированных в Конституции. Хотя, раз уж права человека (к примеру, свобода собраний) могут быть ограничены, исходя из общественного интереса, то уж тем более общественный интерес можно использовать как ограничитель прав патентообладателя. И монополию на формулирование «общественного интереса», равно как и претворение его в жизнь любыми способами, конечно же, сохраняют за собой органы публичной власти. С этим, пожалуй, никто и не спорит.

Суть актуальной дискуссии о принудительном лицензировании заключается в другом, а именно в поиске ответа на вопрос: зачем что-то менять? Ведь есть уже в ГК статьи 1360 и 1362, в которых есть и про ограничение прав патентообладателя, и про «общественный интерес». Однако ответа на этот вопрос и теперь получить не удалось.

Любопытными показались несколько моментов. Говоря про опыт Индии, все согласились, что международные компании не ушли с рынка даже после выдачи принудительных лицензий на ряд препаратов. Но в качестве оборотной стороны этой медали международные эксперты указали на то, что Индия, будучи дженериковым лидером, практически растеряла весь инновационный потенциал для изобретения новых лекарств.

Приводя в пример опыт США, никто не оспорил тезиса о том, что власти США имеют возможность выдавать принудительную лицензию без специальных оснований, когда речь идёт о госзакупках. Но при этом никто не смог ни назвать точного числа уже выданных лицензий, ни даже привести конкретного примера одной принудительной лицензии, выданной для госзакупки. В то же время очень много было сказано о том, что принудительная лицензия в руках американских регуляторов используется не как конечная цель, а как переговорный инструмент (ею грозят, но не используют). Даже в классическом случае с лекарством от сибирской язвы, как было отмечено, получилось договориться с производителем оригинального препарата, а не выдавать принудительную лицензию.

В контексте вопроса об издержках, связанных с принудительной лицензией в опыте США, с одной стороны, на сессии было отмечено, что государство в данной категории дел не возмещает издержек, даже если проиграет в суде; с другой стороны, мы услышали, что сами по себе эти судебные издержки относительно невелики, и цену вопроса в принудительной лицензии формируют в первую очередь затраты лицензиата на клинические исследования и регистрацию того продукта, который будет производиться по принудительной лицензии. То есть, даже если регулятор в США принимает решение о выдаче принудительной лицензии (а не договаривается с правообладателем), все процедуры по обеспечению качества, эффективности и безопасности своего лекарственного препарата лицензиат должен пройти сам и за свой счёт, безо всяких грантов из госбюджета, ускоренных процедур признания, и т. п.

В целом на сессии нашли своё подтверждение несколько тезисов:

  1. И исключительные права патентообладателя, и их ограничение являются выражением общественного интереса – в той мере, как они зафиксированы в законе.
  2. Российское законодательство уже предусматривает различные механизмы использования принудительного лицензирования, и, поскольку данные механизмы пока не применялись, на сессии не было повода обсуждать российский опыт принудительного лицензирования.
  3. Международный опыт подтверждает, что использование такого инструмента, как принудительное лицензирование оправдано не само по себе, а только в системе балансов, которая отражена в законодательстве соответствующей страны. Использование принудительного лицензирования просто так, без использования компенсирующих балансов, результирует в резком снижении инвестиций в инновационные проекты.
  4. Страны, в которых принудительное лицензирование успешно используется как часть системы компенсирующих балансов, принудительная лицензия является крайней и исключительной мерой, перед применением которой регулятор всегда пользуется другими более мягкими механизмами (в числе которых переговоры с правообладателем).

Хочется надеяться, что дальнейшая дискуссия о принудительном лицензировании будет вестись в конструктивном русле, с учётом этих тезисов.