ПРАВО.ru
Актуальные темы
8 апреля 2014, 15:29

На что способен суд, в который Украина хочет пожаловаться на Россию

На что способен суд, в который Украина хочет пожаловаться на Россию

Украина, не имея возможности отвоевать Крым у России, тем не менее не сдается и намерена бороться за полуостров в суде, который имеет опыт разрешения территориальных споров. В одном из них Украина участвовала – Международный суд ООН разбирался со статусом украинского острова Змеиный в Черном море. Он принял решение в пользу ее оппонента – Румынии, но Украина ему подчинилась, хотя и утратила из-за него право на потенциальные нефтегазовые месторождения. Впрочем, даже в случае победы у нее не будет способа заставить Россию отступить.

"Мы считаем Крым частью Украины, мы планируем подать иски в Международный суд против России и против российских действий в Крыму. Мы считаем, что с международной поддержкой мы сможем вернуть Крым Украине", – сказал министр иностранных дел Украины Андрей Дещица. В практике Международного суда бывали случаи, когда после его решения одно государство уступало территорию другому.

Международный суд ООН начал функционировать в 1946 году. Он состоит из 15 независимых судей из разных стран, которых назначает Генеральная ассамблея ООН. При рассмотрении дела и вынесении решений они опираются на международные конвенции и договоры, международный обычай, общепризнанные принципы права, судебные решения и доктрины наиболее квалифицированных специалистов по международному праву. Помимо этого, в случае договоренности сторон, суд может разрешать дело на основе принципа справедливости, не ограничивая себя действующими нормами международного права. Впрочем, таких случаев в его истории еще не было. На рассмотрение дела в среднем уходит около четырех лет.

По международному праву аннексия – насильственное присоединение одним государством всего или части другого государства – является нарушением норм права. Однако даже если Международный суд признал, что рассматриваемый случай – например, присоединение Россией Крыма – можно квалифицировать как аннексию, воздействие суда на агрессора ограниченно.

Юрисдикция

Международный суд ООН выносит решения двух типов: решения по международным спорам (contentious issues) и консультативные заключения (advisory opinions). При вынесении решений сторонами в деле могут быть только государства, и такие решения являются обязательными для выполнения. Консультативные заключения касаются теоретических и процедурных вопросов, выносятся по запросу Генеральной ассамблеи, Совета безопасности или других органов ООН с одобрения Генассамблеи и имеют необязательный характер. 

Юрисдикция Международного суда ООН основывается на принципе согласия (consent), варианты которого зафиксированы в статье 36 Статута cуда. Во-первых, если в суд обращаются обе стороны спора, они тем самым открыто показывают свое желание следовать его постановлению. Во-вторых, юрисдикция суда распространяется на вопросы, специально предусмотренные международными договорами или конвенциями. При этом варианте обратиться в суд может и одна сторона конфликта, но другая не будет заинтересована в выполнении решения.

Государства могут заявить, что признают юрисдикцию суда, но ограничить ее кругом подлежащих рассмотрению проблем или временем действия заявления. Например, в 2002 году Австралия модифицировала свое заявление и исключила из ведения суда связанные с ней вопросы о морских границах. И наконец, по статье 37 статута "во всех случаях, когда действующие договор или конвенция предусматривают передачу дела суду […], дело между сторонами – участниками настоящего статута должно передаваться в Международный суд". Участниками статута автоматически становятся все страны, входящие в ООН.

Территориальные споры

Международный суд ООН неоднократно разрешал конфликты между странами из-за спорных территорий и его решения соблюдались обеими сторонами. Так, в 1962 году он вынес решение о храме Преах-Вихеар (Прэахвихеа/Пра Вихеар). История этого спора восходит к 1904 году, когда Сиам (так до 1939 года назывался Таиланд) и французские колониальные власти, контролировавшие Камбоджу, сформировали совместную комиссию, чтобы определить границы между двумя странами. Ее решили провести по линии водораздела горной цепи Дангрэк. Однако по неизвестной причине в одном месте линия отступает от намеченного плана и делает небольшой крюк, оставляя храм Преах Вихеар на территории Камбоджи. Впоследствии из-за этого маленького зигзага между освободившейся от контроля Франции Камбоджей и Таиландом происходили многочисленные конфликты. Власти Камбоджи утверждали, что карта – это официальный документ, а Таиланд настаивал, что законной силы она не имеет. В итоге суд вынес решение в пользу Камбоджи, указав, что Таиланд в течение 15 лет не оспаривал правильность карты. Вопрос о прилегающей территории в несколько квадратных километров был решен только в 2013 году, ее суд тоже отдал Камбодже.

Вооруженный конфликт между Буркина-Фасо и Мали произошел из-за Агашерской полосы, в которой были обнаружены месторождения газа и других полезных ископаемых. В январе 1986 года страны прекратили военные действия, пришли к соглашению о выводе войск и обмене военнопленными, а вопрос о принадлежности Агашерской полосы передали в Международный суд ООН. В декабре 1986 года он принял решение разделить спорную территорию примерно поровну между государствами, удовлетворив, таким образом, обе стороны.

В 2004 году Румыния подала иск в Международный суд против Украины из-за острова Змеиный (Белый) в Черном море. Румыния на Змеиный не претендовала, но требовала признать скалой, то есть не отсчитывать территориальные воды от его побережья. Это был принципиальный вопрос – на шельфе вокруг острова были обнаружены месторождения нефти и газа. В 2009 году суд вынес решение, которое Румынию полностью удовлетворило: Змеиный – остров, но шельф от него отмерять нельзя.

Неисполнение решений и санкции

Решения Международного суда не могут быть обжалованы, и страны, если они согласились разрешить свой спор в этой инстанции, обязуются их выполнять. Но если какая-то из сторон передумала, никаких санкций суд применить не может. И только если страна отказывается выполнить решение Международного суда и при этом создается угроза международному миру и спокойствию, дело может быть передано в Совет Безопасности ООН, который имеет право использовать меры принуждения. Он может наложить экономические санкции, обязательные для стран – членов ООН, резрешить использование вооруженных сил. Так произошло в 1950 году во время Корейской войны, во время которой международные силы, где главную роль играли США, противостояли северокорейской коммунистической армии, прямо и косвенно поддерживавшейся СССР и Китаем. Такое же развитие событий последовало в 1991 году после вторжения Ирака в Кувейт, когда были задействованы силы коалиции из 34 стран (наибольший контигент также предоставили США), и в 2011 году во время гражданской войны в Ливии (основную роль сыграли Франция и Великобритания).

Но России Совет Безопасности не указ, он ничего не может решить без нее. СБ состоит из 15 членов – пяти постоянных с правом вето (США, Россия, Китай, Великобритания и Франция) и 10 временных, избираемых Генеральной ассамблеей ООН на двухлетний срок. Для принятия решения требуется девять голосов, но каждый из постоянных членов Совета может наложить на него вето. Так произошло с США во время конфликта с Никарагуа. Американские вооруженные силы несколько раз вводились на территорию Никарагуа, а Международный суд решил, что действия США нарушают международное право, в частности, обязательства по договору о дружбе с Никарагуа о неприменении силы. Суд обязал Штаты выплатить потерпевшему государству военные репарации, но Америка воспользовалась своим правом вето. А в 1986 году США отказались от обязательной подсудности Международному суду ООН и с тех пор признают его юрисдикцию только в отдельных делах.

Так что Росссия, во-первых, может объявить разбирательство в Международном суде по поводу Крыма неуместным и не участвовать в нем. И во-вторых, в случае невыгодного для нее исхода дела, – просто игнорировать решение, а намерение исполнить его силой заблокировать уже на стадии Совета Безопасности.