ПРАВО.ru
Актуальные темы
3 октября 2014, 15:54

Новый запрет и санкции в УК за махинации с ЕГРЮЛ

Новый запрет и санкции в УК за махинации с ЕГРЮЛ
Фото Право.Ru

Данные из ЕГРЮЛ теперь считаются по умолчанию достоверными, но усиления ответственности за внесение туда ложной информации не произошло, обеспокоились единороссы в Госдуме. Если их предложения станут законом, то в реестре налоговики смогут помечать недостоверную информацию, чтобы участники рынка знали, кто есть кто. А тех, кого поймают на фальсификации ЕГРЮЛ, ждут не только более жесткие санкции, в том числе и уголовные, но и невиданные пока ограничения – три года без права зарегистрировать новое юрлицо.

Вчера глава думского комитета по законодательству единоросс Павел Крашенинников и его коллеги по фракции и комитету Виктор Пинский и Александр Ремезков внесли в Госдуму поправки в Уголовный кодекс и КоАП, закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", которые усиливают требования к данным из Единого госреестра юрлиц (ЕГРЮЛ), а также вводят новые запреты и ужесточают наказание для тех, кто внес туда недостоверные сведения. По мнению разработчиков, эти предложения направлены "на обеспечение достоверности ЕГРЮЛ".

Во-первых, из ЕГРЮЛ можно будет узнать, что юрлицо находится в процессе изменения своего адреса, а не получать информацию об этом по факту. Для этого вводится специальная процедура уведомлений – о планирующемся переезде надо будет сообщить в налоговый орган. При этом, чтобы изменить свой адрес в реестре, компания должна будет предоставить налоговикам документы, подтверждающие наличие у нее или ее учредителя права пользования недвижимостью в новой локации или ее частью. Это необходимо для более эффективного противодействия созданию юрлиц по фиктивным адресам, говорят разработчики документа. 

Во-вторых, налоговики смогут вносить в ЕГРЮЛ записи о недостоверности содержащейся в нем информации – адресов постоянно действующих исполнительных органов юрлица, сведений об учредителях и участниках, о держателях реестров акционеров, о размерах и номинальной стоимости долей в уставном капитале. Это нужно для информирования всех внешних пользователей, говорится в пояснительной записке к документу, в том числе для соблюдения ими должной осмотрительности.

Для появления такой записи в реестре достаточно будет письменного заявления физлица в регистрирующий орган о недостоверности данных о нем в ЕГРЮЛ либо другой подтвержденной информации, круг источников которой не ограничен. В последнем случае налоговики, обнаружив, что данные в реестре недостоверны, в течение пяти дней обязаны уведомить об этом юрлицо, его учредителей, участников и граждан, имеющих право действовать без доверенности. Тем отводится 30 дней с момента направления уведомления, чтобы сообщить налоговикам правдивую информацию либо выдать документы, которые бы развеяли сомнения чиновников. 

Еще одна новелла – это запрет на три года зарегистрировать новые организации гражданам, другие компании которых ранее были исключены из реестра как недействующие и имели долг перед бюджетом, либо в ЕГРЮЛ есть запись о недостоверности указанных по ним сведений. Ограничения коснутся тех, кто был участником общества с ограниченной ответственностью с долей не менее 50% либо мог действовать без доверенности от его имени. Исключение сделано для физлиц, обращение которых и стало основанием для внесения пометки о недостоверности в реестр. 

Одновременно ужесточатся и наказания для тех, из-за кого в ЕГРЮЛ есть неверные данные. Крашенинников и его коллеги готовы для этого даже ввести уголовную ответственность – штраф 100 000–200 000 руб. или лишение свободы до полутора лет. Такое наказание, по их мнению нужно назначать тем, кто представляет в регистрирующие органы документа, содержащие заведомо ложные данные. Для этого предлагается дополнить новой частью 1.1 статью 170.1 УК (фальсификация ЕГРЮЛ, реестра владельцев ценных бумаг или системы депозитарного учета), которая сейчас предусматривает наказание до двух лет заключения за аналогичные деяния, но совершенные с целью приобретение права на чужое имущество. Сейчас за "простое" предоставление налоговикам заведомо ложных сведений выписывается только административный штраф в 5000 руб.

Свою инициативу парламентарии объясняют тем, что летом 2013 года законом № 134-ФЗ в ГК (статья 51) была введена презумпция достоверности сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ. "Однако придание юридической значимости таким сведениям не было одновременно обеспечено усилением ответственности за действия, направленные на умышленное представление недостоверных сведений для внесения в госреестр", – говорится в пояснительной записке.

Одна из ранних редакций этого законопроекта направлялась в Верховный суд РФ, а тот в своем отзыве усомнился в обоснованности криминализации передачи в регистрирующий орган заведомо ложных данных вне зависимости от цели такого деяния. В высшей судебной инстанции попросили эту инициативу дополнительно аргументировать и выразили готовность тогда ее поддержать. Устраивает ли ВС внесенная версия законопроекта, неизвестно.

Заодно депутаты намерены переписать и введенные в УК в декабре 2011 года статьи, направленные на борьбу с фирмами-"однодневками". Тогда решить эту проблему настоятельно требовал являвшийся президентом Дмитрий Медведев, а думский комитет по законодательству воплощал его желания на бумаге. Три года спустя депутаты остались недовольны результатами своего творчества и сейчас предлагает конкретизировать понятие "подставных лиц", за использование которых при создании юрлица полагается до трех лет лишения свободы. К ним предлагается отнести не только учредителей и участников юрлица, а также управленцев, которых ввели в заблуждение при создании или реорганизации юрлица, но и тех, без чьего ведома были внесены данные о них в ЕГРЮЛ. "Подставными" также будут считаться лица, хоть и являющиеся участниками юрлица, но не имеющие цели управлять им или получать прибыль от законной его деятельности.

Уголовным штрафом от 100 000 руб. до 300 000 руб. либо исправительными работами до двух лет, по мнению разработчиков проекта, должно наказываться предоставление документа, удостоверяющего личность, или выдача доверенности, если эти действия совершены для "внесения в ЕГРЮЛ сведений о подставном лице". Сейчас такое наказание в ст. 173.2 УК предусмотрено за предоставление таких бумаг только для создания или реорганизации компании в целях совершения незаконных финансовых операций, сделок с денежными средствами или иным имуществом.

Корректировка, согласно проекту, ждет и КоАП. К должностным лицам теперь отнесут и учредителей юрлица. Пока такой статус имели члены советов директоров или аналогичных органов, правлений, дирекций и т. п., а также единоличные исполнительные органы. А срок давности привлечения к административной ответственности за нарушения в сфере госрегистрации депутаты хотят увеличить с двух месяцев до одного года, предусматривается и возможность административного расследования. Депутаты ссылаются на недостаточность двухмесячного срока – недостоверность информации выявляется зачастую гораздо позже, а потому сейчас наказать за такие нарушения почти невозможно.

В целом эксперты одобряют идею Крашенинникова и его коллег. "Изменения усложнят процедуру регистрации компаний, внесения изменений в реестр. Однако наличие таких обременений является неизбежным, если нам нужен принцип публичной достоверности реестра", – уверен юрист из адвокатского бюро "Линия права" Александр Дондоков. Антон Соничев, адвокат компании "Налоговик", убежден, что корректировка законодательства не должна усложнить работу добросовестным предпринимателям. "Но недобросовестным [она] затруднит реализацию мошеннических схем и предоставления недостоверных данных для обмана контрагентов", – говорит он.

Но есть и основания для критики законопроекта. По мнению Соничева, спорными выглядят новые основания для отказа в госрегистрации. "Под вводимые условия безусловно попадут физлица, ранее задействованные в создании и деятельности юрлиц с признаками фиктивной деятельности, нарушавшие законодательство РФ. Но могут попасть и невиновные лица, которые из-за этого три года не смогут участвовать в регистрации юрлиц. Поэтому этот вопрос необходимо более тщательно проработать", – убежден Соничев. 

Недоволен он и определением "подставные лица". "В нынешнем его виде оно не предусматривает тех, кому заплатили за использование их данных, а только лиц, которых ввели в заблуждение либо без ведома которых были внесены данные о них в ЕГРЮЛ. Из-за этого мало кого можно будет привлечь за использование подставных лиц при регистрации, и тогда эти изменения бесполезны", – рассуждает он. А Дондоков обращает внимание, что проверка представляемых сведений требует и увеличения срока на принятие решения о государственной регистрации, сейчас составляющий пять дней. "Законопроект в данном виде этот вопрос не затрагивает", – говорит юрист.

С текстом законопроекта № 613254-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения достоверности сведений, представляемых при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" можно ознакомиться здесь.