ПРАВО.ru
Актуальные темы
13 марта 2015, 21:34

Вопрос эвакуации не решился обменом уступками

Вопрос эвакуации не решился обменом уступками
Фото Право.Ru

В Госдуме предложили московским чиновникам компромисс: отменить эвакуацию из-под запрещающих остановку и стоянку знаков только для "легковушек". Столичные функционеры, затормозившие две недели назад принятие изменений в КоАП, не согласны – доля эвакуации грузовиков ничтожно мала – 0,6 % из числа всего увезенного на штрафстоянки. Правда, Москва готова и к уступкам – передать из частных в государственные руки процесс эвакуации. Каким будет итог дискуссии, решится на следующей неделе.

Думский комитет по госстроительству, в работе которого находится законопроект, призванный урегулировать споры между водителями и службами, эвакуирующими неправильно припаркованные автомобили, организовал сегодня, 13 марта, встречу представителей общественности и московских чиновников. Последние в конце февраля фактически заблокировали принятие документа во втором чтении, узнав о радикальных идеях парламентариев. Недовольство столичных чиновников вызвали три поправки от первого зампреда комитета по госстроительству Вячеслава Лысакова, которыми отменялась эвакуация припаркованных автомобилей из-под запрещающих знаков "стоянка" и "остановка запрещена". Согласно предложению депутата, машину по-прежнему можно будет отправлять на штрафстоянку за парковку на тротуарах, пешеходных переходах, остановках, трамвайных путях и размещение авто далее "первого ряда от края проезжей части", то есть вторым рядом. Также Москва не пожелала отдавать федеральному правительству полномочия по установлению порядка перемещения, хранения и оплаты неправильно припаркованных автомобилей, а заодно вводить штрафной коридор для регионов в 1000–1500 руб., для Москвы и Санкт-Петербурга – 2000–3000 руб. вместо нынешних безальтернативных 1500 и 3000 руб. соответственно.

Из-за категорического неприятия московскими властями проекта в новой редакции, думский комитет по госстроительству 26 февраля решил отложить его обсуждение до 16 марта. При этом в комитете не отрицали, что точку в споре будет ставить Государственно-правовое управление Администрации президента. "Все зависит от того, как ГПУ посмотрит на этот законопроект", – говорил Лысаков журналистам и подчеркивал, что готов пойти на уступки лишь по непринципиальным моментам, например убрать "вилку" штрафов за неправильную парковку. С 1 января 2016 года должен вступить в силу закон о 50-процентном дисконте при быстрой оплате штрафа – в течение 20 дней с момента вынесения постановления о привлечении к ответственности, напоминал парламентарий, поэтому автовладельцы все же смогут экономить.

Сегодня Лысаков сообщил, что ко второму чтению в законопроекте окажется предложение МВД о запрете эвакуации автомобиля, если водитель забудет водительское удостоверение, которое у него в принципе есть. Сотрудники, используя базу, легко могут проверить имеются ли у человека права, не лишен ли он их, согласился с мотивировкой чиновников Лысаков. В качестве дисциплинирующей меры остается штраф в 500 руб. и предупреждение.

Кроме того, в споре с московскими чиновниками как компромисс Лысаков предложил не отменять эвакуацию грузовиков из-под знаков "Остановка запрещена" и "Стоянка запрещена", так как их парковка с нарушением требований ПДД зачастую мешает другим участникам движения. Однако, как следовало из сегодняшних выступлений представителей правительства Москвы, их такая перспектива не обрадовала, и они до сих пор настаивают на своем: не отменять эвакуацию "легковушек" из-под упомянутых знаков. Первый замруководителя аппарата мэра и правительства Москвы Алексей Старовойтов опасается, что вдвое снизится число эвакуированных в столице машин, так как 44 % машин в 2014 году увезли из-под запрещающих знаков (по ст. 12.16 КоАП). Доля эвакуированных грузовиков в общей массе составила всего лишь 0,6 %. Он и Андрей Корнеев, замруководителя департамента транспорта Москвы, предрекали шквал нарушений, если эвакуация из-под знаков станет запрещена. По словам Старовойтова, водители опять будут парковаться вторым-третьим рядом в центре Москвы. В ответ Лысаков напомнил ему, что как раз в этом случае эвакуировать автомобиль нарушителя будет можно. По словам депутата, главная цель – чтобы эвакуировали машины, реально мешающие дорожному движению, а не те, которые легче погрузить и увезти.

Заодно Старовойтов поведал, что Москва готовится полностью исключить коммерческую составляющую при эвакуации – она будет проводиться за счет бюджетных средств: эвакуаторы будут государственными. Подробности он не сообщил, а Корнеев на уточняющий вопрос журналистов после заседания ответил, что механизм перехода на новые правила разрабатывается, но ему подробности пока не известны. Ранее Лысаков обещал сделать запрос в Генпрокуратуру, чтобы выяснить, "кто стоит за коммерческими структурами, которые занимаются эвакуацией, какие именно персоналии, куда идут эти деньги".

Однако скепсис столичных чиновников не разделяли представители автомобилистов и те, кто пишет на автотематику, выступая в поддержку отмены эвакуации из-под запрещающих знаков. Координатор движения "Синие ведерки" Петр Шкуматов называл проект "абсолютно хорошим", но предлагал изучить два момента. Во-первых, он обращал внимание на то, что водитель получает свой автомобиль со штрафстоянки только после уплаты штрафа и лишь потом может попытаться его оспорить. Если убрать эту предоплату, считает он, смысл в эвакуации отпадает – можно будет переставлять автомобиль на соседнюю улицу, где он не помешает, а водитель по почте получит сообщение о назначенном штрафе. В пользу такого подхода свидетельствует и то, что сейчас нет никаких ограничений по месту перемещения машины. Люди, по его словам, вынуждены были забирать машины, эвакуированные в Зеленограде, со штрафстоянки в Бирюлево. Чуть позже Старовойтов из правительства Москвы отреагировал на это замечание словами о том, что стоянки распределяются по транспортным потокам по всему городу.

Но идея Шкуматова перемещать неправильно припаркованные машины на соседние улицы у собравшихся не встретила поддержки. Лысаков, в частности, усомнился в ее жизнеспособности, так как, например, в Москве на близлежащих улицах может не быть свободных мест.

Кроме того, общественники усомнились в целесообразности эвакуации с мест для инвалидов незаконно припаркованного там транспорта. Сейчас за это полагается только штраф от 3000 до 5000 руб. Ко второму чтению в Госдуме намерены ввести еще и обязательную эвакуацию, а штраф установить безальтернативный – в размере 5000 руб. Шкуматов считает, что в первую очередь могут пострадать сами люди с ограниченными возможностями, поскольку и их машины могут быть по ошибке отправлены на спецстоянку. А такие ошибки пока что могут быть регулярными, следовало из его слов. В подтверждение координатор "Синих ведерок" процитировал письмо из Московской административной дорожной инспекции, выданное инвалиду, которого регулярно штрафуют за парковку на специально отведенном месте. "В настоящее время программное обеспечение не позволяет в автоматическом режиме запрашивать и получать информацию из реестра, содержащего списки I и II групп [инвалидности]", – зачитал Шкуматов. Поэтому штрафуют всех, а потом по жалобам инвалидов взыскание отменяют, объяснил он схему. Если введут эвакуацию, то людям с ограниченными возможностями придется наравне со всеми забирать автомобили со штрафстоянок. При этом он напомнил, что во многих странах есть особые регистрационные знаки для инвалидов. Один из участников дискуссии позже посоветовал выдавать специальные знаки для инвалидов при постановке машины на учет.

Лысаков в свою очередь пообещал вопрос изучить. В частности, по его словам, эвакуацией автомобилей с мест для инвалидов должен заниматься инспектор ГИБДД, в этом случае он будет выяснять, имел ли право человек парковаться на этом месте. Лысаков рассчитывает, что комитет по госстроительству рассмотрит законопроект на своем заседании уже на следующей неделе.