ПРАВО.ru
Актуальные темы
6 мая 2015, 3:00

"Конфискационные и жесткие варианты в сегодняшних условиях нереализуемы"

"Конфискационные и жесткие варианты в сегодняшних условиях нереализуемы"

Автор: Иван Соловьев, главный научный сотрудник Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, д. ю. н., профессор, заслуженный юрист РФ

Перспективы подвергнуть хоть какому-то налогообложению зарубежные активы граждан РФ являются более чем призрачными. До сознательной поддержки физическими лицами государства своими налогами нам еще далеко, а конфискационные и жесткие варианты в сегодняшних условиях нереализуемы, да и не нужны, считает автор.

В декабре 2014 года президент Владимир Путин, излагая в ежегодном послании Федеральному собранию основные задачи и направления развития страны на грядущий год, в качестве одного из приоритетов назвал однократную и масштабную амнистию капиталов.

Не все и не сразу поняли, о чем идет речь. Можно было услышать предостерегающие высказывания о том, что деньги любят тишину и спокойствие, а у нас, мол, совсем не тихо и не спокойно, что амнистия рассорит нас с ФАТФ. Пошли также разговоры о неравенстве тех, кто "умудрился" держать крупные финансовые средства и иное имущество в отечественной юрисдикции и тех, кто предпочел переместиться в низконалоговые гавани, о том, что амнистию надо увязать с вступающим в силу законом о налогообложении прибыли контролируемых иностранных компаний (в народе "закон о деофшоризации").

Однако времени на подготовку закона, который бы облек идею главы государства в правовую форму и его проведение через все законодательные ступени, было отведено полгода, а посему уже в конце марта 2015 года правительство внесло соответствующий проект в Госдуму. Правда, чтобы не "смущать" желающих легализовать свое имущество "намеками" на то, что они якобы ранее что-то там не очень хорошее и подобающее совершали, от термина "амнистия капиталов" отказались. Тем не менее для удобства восприятия в терминологическом плане будем оперировать им, хотя, конечно, в правовом аспекте возникает вопрос – как можно простить за недоказанное, а соответственно и несовершенное правонарушение или преступление?

В данной статье хотелось бы проанализировать два момента. Первый – содержит ли амнистия капиталов обязательные элементы амнистии налоговой, насколько одно влечет за собой другое. И второй – правильно ли, а скорее оправданно ли делать такую амнистию бесплатной, не превысят ли административные издержки на организацию ее проведения суммы легализованных активов? Кстати, оба вопроса еще и связаны между собой, так как любой декларационный платеж, взимаемый за легализацию (амнистию) капиталов, может рассматриваться и как некая компенсация неуплаченных ранее налогов с такого имущества.

По первому вопросу всё, с моей точки зрения, говорит о том, что легализация определенного имущества с разрешения государства, несомненно, влечет за собой целый ряд изменений в порядке его налогообложения. Ведь не случайно в Италии сегодня заговорили о том, сколько потеряла казна от проведения крупнейшей в итальянской истории амнистии капиталов под названием "Налоговый щит 3", объявленной в 2009–2010 годах правительством Сильвио Берлускони (председатель Совета министров) и Джулио Тремонти (министр экономики и финансов).

Эта процедура, которой воспользовались 179 577 граждан Италии, легализовавшие в общей сложности 104 млрд 560 млн евро, находившихся за рубежом, привела к потере итальянским государством по меньшей мере 700 млн евро налогов. Такова сумма сэкономленных налогов одними только итальянскими клиентами швейцарского филиала банка HSBC. Их имена стали известными благодаря техническому сотруднику банка Фальчиани, который предоставил соответствующий список итальянскому правоохранительному органу – Финансовой гвардии (Guardia di finanza).

По подсчетам независимых экспертов журнала л"Эспрессо ("Подарок уклонистам" // Биондани Паоло. Л"Эспрессо № 7 от 19.02.2015. С. 35), произведенными на основе общедоступной информации, распространенной Финансовой гвардией, 7499 граждан Италии хранили в швейцарском филиале финансовые активы на общую сумму 7 млрд 452 млн евро. Однако Главное управление Финансовой гвардии после нескольких тысяч проверок подтвердило более скромную, но тем не менее значительную сумму – 741 млн евро так называемых "незадекларированных доходов". На сегодняшний день итальянское государство получило из этой суммы только 30 млн евро.

Из 3276 проверенных на март 2015 года граждан республики, 1264 человека смогли обосновать свои действия применением процедур "Налогового щита 3", который позволил им легализовать неучтенные активы в размере 1 млрд 669 млн евро. Без применения процедур "налогового щита" указанные "уклонисты" должны были бы заплатить в казну (исходя из средней ставки в 30 % от этой суммы), около полумиллиарда евро налогов, а вместе со штрафными санкциями – около 700–800 млн евро. Однако "счастливчики" обошлись лишь уплатой фиксированного платежа в размере 5 % – что составило в общей сложности 83 млн евро.

"Налоговый щит 3", помимо всего прочего, гарантировал укрытие от публичности. И только благодаря упомянутому "списку Фальчиани", налоговая администрация и Финансовая гвардия смогли осуществить проверку указанных выше 1264 граждан, имевших незадекларированные активы.

Основной причиной пересмотра итогов "Налогового щита 3", как мне представляется, стал общий тренд Европейского союза на сокращение бюджетного дефицита путем борьбы с офшорными юрисдикциями и иными возможностями для минимизации налоговых платежей, и в первую очередь с уклонением от их уплаты. Новые итальянские власти под руководством премьера Маттео Ренци, следуя в фарватере общеевропейского подхода к налоговым уклонистам, в декабре 2014 года разработали процедуру так называемого "добровольного раскрытия" информации об активах. Однако, если сравнивать эту процедуру с предыдущей, то можно смело сказать, что она равноценна доносу на самого себя: лицо, прибегнувшее к данной процедуре, теряет право на анонимность, должно уплатить налоги в полном размере, при этом получая возможность освобождения только от штрафных санкций по ним. Применив к 1264 лицам, воспользовавшимся "Налоговым щитом" в 2009–2010 годах, новые правила, государство получило бы, по мнению экспертов, около 600 млн евро, то есть сумму, в семь раз превышающую ту, которая была оплачена в казну в 2009–2010 годах.

Основываясь на приведенных фактах, можно сказать, что амнистия капиталов, их легализация неизбежно приводит и к определенным налоговым послаблениям, будь то уплата 5-процентного фиксированного платежа или освобождение от штрафных санкций за неуплату налогов. Таким образом, амнистия капиталов есть устанавливаемое государством временное изменение порядка контроля за получением доходов и осуществлением расходов физическими лицами и организациями, в том числе возможное изменение порядка налогообложения неучтенных денежных средств, направленное на их легализацию и возвращение в страну происхождения.

По второму вопросу можно сказать, что только государство решает устанавливать ли цену на "входной билет" для легализуемого имущества. Понятно, что ставка налога или декларационного платежа должна быть для всех компромиссной и привлекательной. Нельзя также снимать со счетов и особенности национального законодательства, менталитета, сложившиеся обычаи делового оборота в стране. Существенную роль играет также и текущая экономическая ситуация, которая заставляет задуматься, а что лежит в основе амнистии – приглашение ли в отечественную юрисдикцию с целью поддержать экономику и ее реальные работающие секторы или же получение дополнительных доходов, которые позволят профинансировать снижение налогов и иные приятные для граждан вещи?

Не стоит сбрасывать со счетов также и то, что в итоге становится объектом амнистии. Если это и имущество, и денежные средства, то можно смело предположить, что участники с большой долей вероятности пойдут на уплату определенного небольшого процента с легализируемых средств. Если же денежные средства не участвуют в амнистии, то требование живых денег за легализацию имущества и неденежных активов практически обречено на провал.

Говоря о том, что предполагает законопроект № 754388-6 "О добровольном декларировании физическими лицами имущества и счетов (вкладов) в банках", отмечу, что в специальную декларацию можно будет включать следующие сведения:

1) об имуществе, в отношении которого физическое лицо является собственником;

2) о контролируемых иностранных компаниях;

3) об открытых на дату представления декларации физическим лицом счетах (вкладах) в банках, расположенных за пределами Российской Федерации;

4) о счетах (вкладах) в банках, если в отношении владельца счета (вклада) физическое лицо на дату представления декларации признается бенефициарным владельцем.

Так что перечень достаточно широк, однако идея, заложенная в основу амнистии, заключается в том, чтобы сделать это один раз и навсегда и, по словам президента, "легализовать не только то имущество, которое есть в офшорах, но и то имущество, которое записано, переписано, скрыто на каких-то подставных фирмах, на родственников и так далее внутри самой России". При этом целями амнистии капиталов, помимо создания стимулов для добросовестного исполнения физическими лицами обязанностей, установленных законодательством о налогах и сборах, законодательством о валютном регулировании и валютном контроле, таможенным законодательством, является снижение рисков, связанных с возможными ограничениями использования российских капиталов, которые находятся в иностранных государствах, а также с переходом России к автоматическому обмену налоговой информацией с иностранными государствами, а также создание в законодательстве РФ правовых оснований для передачи имущества, принадлежащего на праве собственности лицам, которые владеют, пользуются и распоряжаются этим имуществом в чужом интересе, в пользу фактических владельцев этого имущества без возникновения обязанности по уплате налогов в связи с такой передачей.

В таких условиях речи об уплате какого-либо декларационного платежа, конечно, уже не идет. И это еще один аргумент для сомневающихся в искренности намерений государства: нет цели заработать на механизмах амнистии, создаются четкие гарантии безопасности любому участнику декларирования. При этом никто никого за руку не тянет, хочешь оставить свои деньги за рубежом – пожалуйста, это вопрос личного выбора. Положа руку на сердце скажу: перспективы подвергнуть хоть какому-то налогообложению зарубежные активы наших граждан являются более чем призрачными. До сознательной поддержки физическими лицами государства своими налогами нам еще далеко, а конфискационные и жесткие варианты в сегодняшних условиях нереализуемы, да и не нужны.

Амнистия капитала планируется быть бесплатной как для желающих принять в ней участие, так и для государства: финансово-экономическое обоснование говорит о том, что принятие Федерального закона "О добровольном декларировании физическими лицами имущества и счетов (вкладов) в банках" не потребует расходов, покрываемых за счет федерального бюджета.
Таким образом, грядущая амнистия капиталов может стать фундаментом для строительства настоящего моста доверия между физическими лицами, принявшими решение о переводе своих зарубежных активов в отечественную юрисдикцию, и государством, установления подлинно партнерских отношений, основанных на взаимном уважении и учете интересов друг друга.