ПРАВО.ru
Актуальные темы
17 марта 2016, 20:25

Расписаться в технологичности: почему российские суды игнорируют электронную подпись

Расписаться в технологичности: почему российские суды игнорируют электронную подпись
Фото с сайта connect33.ru

В Евросоюзе с этого года вступают в силу законы, приравнивающие электронную подпись к настоящей. В Европе электронная идентификации давно применяется во всех сферах жизни и значительно упрощает документооборот, но в России она пока мало используется из-за устаревшей технической базы и отсутствия практики. А эксперты по безопасности видят в технологии существенные риски.

Подпись без границ

В Евросоюзе изменятся правила использование электронных подписей: с 1 июля на территории ЕС вступает в силу директива 910/2014/EU. Свод правил разрабатывался в рамках политики по созданию единого рынка Евросоюза и касается всех видов электронного документооборота. Он должен заменить устаревшую директиву 1999/93/EC, которая допускала два типа электронных подписей: простую (комбинация логина и пароля) и продвинутую (зашифрованную). Их стандарты в каждой стране отличались, и использовать одну подпись на территории всего Евросоюза было невозможно.

Новая директива вводит квалифицированную электронную подпись, которая приравняется по статусу к обычной и будет применяться не только в электронном документообороте, но и для верификации через мобильные устройства, что упростит все процессы идентификации: регистрацию бизнеса в странах ЕС, доступ к порталам госуслуг, подачу документов для поступления в ВУЗы и пересылку медицинских данных. В некоторых странах ЕС электронная подпись также используется при голосовании на выборах.

Регулирование в России

В российских нормах с этого года также закрепляется электронная подпись. Федеральный закон от 30 декабря 2015 г. N 445-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об электронной подписи" расширяет сферы использования электронной подписи и регулирует ее защиту от подделок.

Главной новеллой стала норма о том, что квалифицированная электронная подпись "может применяться в любых правоотношениях в соответствии с законодательством Российской Федерации". Ранее документы с квалифицированной подписью приравнивались по статусу к авторизованным документам на бумажных носителях.

Закон вводит дополнительные требования к удостоверяющим центрам (УЦ), выдающим сертификаты подлинности квалифицированных подписей: минимальная стоимость чистых активов УЦ увеличена с 1 до 7 млн руб., а объем финансового обеспечения ответственности за убытки, причиненные третьим лицам, вырос с 1,5 млн до 30 млн руб.

Владимир Клименко, юрист компании BGP Litigation, констатирует, что нововведения ужесточат систему идентификации и сделают ее многоэтапной: "Они могут сделать электронную подпись более авторитетной", – отметил юрист.

Еще одно нововведение вступило в силу в марте прошлого года: федеральный закон от 08.03.2015 г. № 41-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" наделил судей (при наличии технических возможностей) правом электронной подписи исполнительных документов по уголовным, административным, гражданским и арбитражным делам: такие исполнительные листы будут приравниваться к бумажным. Однако эксперты отмечают, что в судебной практике такая опция все еще не применяется.

Судьи отстали от чиновников

"Судьи, в отличие от чиновников федеральных ведомств, которые все охотнее используют электронную подпись для подписания исходящих документов, демонстрируют серьезное технологическое отставание, принимая процессуальные документы лишь в бумажном виде с "живой подписью" и направляя документы участникам процесса только с использованием аналоговой подписи по почте", – рассказывает адвокат Саркис Дарбинян. Причина – отсутствие в ГПК и УПК положений, позволяющих использовать электронные почту и подпись в судебном документообороте, и низкие технические навыки судей и их штата. Электронный документ используется лишь в арбитражных процессах – эту возможность предусматривает АПК, – но и в них электронная подпись не используется.

Отсутствие в ГПК нормы об использовании ЭП не означает запрета на ее использования – из закона о ней прямо следует, что электронная квалифицированная подпись аналогична обычной на бумаге, констатирует Ашот Норсоян, юрист, специалист по правоприменению электронной идентификации. По его словам, ему удавалось добиться того, что подписанные электронной подписью документы были приняты Верховным судом. Но такие случаи по-прежнему являются исключением, и для легитимации этой системы нужны поправки в ГПК.

Риски безопасности: подделка в суде недоказуема

Невзирая на новизну технологии, в России уже зафиксированы многочисленные случаи мошенничества с подложными документами, скрепленными подлинными электронными подписями, рассказывает Илья Сачков, генеральный директор компании Group-IB, которая расследует кибер-преступления: "Сама система использования закрытого ключа безопасна, но в случае заражения компьютера пользователь может отправить документ без собственного ведома". Мошенники используют следующую схему: вредоносная программа выводит на экран один документ, а пользователь скрепляет электронной подписью другой, который и отправляется адресату. В результате, к примеру, в банк приходит платежное поручение, сформированное вредоносной программой.

По словам Сачкова, на практике суд не встает на сторону пострадавшего клиента, потому что формально именно он подписал бумагу, и доказать этот вид мошенничества почти не возможно.

Адвокат Леонид Альперович, бывший следователь МВД, занимавшийся делами о мошенничестве, отмечает, что отдельной статьи в УК, карающей за подделку подписи или мошенничество с электронными документами, не существует и ее появления вряд ли стоит ожидать: "Дело в том, что подделка электронной подписи – это не состав, а способ преступления. То есть способ, с помощью которого осуществляются хищения, подлоги документов и прочие деяния. А значит, выяснять способ подделки ЭП следователи могут только в рамках расследования хищения или подлога".

Проблемы с электронными подписями будут приумножаться по мере популяризации технологии, предсказывает Владимир Ульянов, руководитель аналитического отдела компании Zecurion, занимающейся электронной безопасностью. По его словам, на УЦ могут совершаться хакерские атаки для получения кодов или злоумышленники будут пытаться получать эти коды обманным путем или с помощью подкупа через сотрудников УЦ. Кроме того, с появлением более мощных компьютеров технология шифрования подписей станет все более уязвимой. Защитить от подобных угроз, по мнению Ульянова, поможет устрожение требований к УЦ. Эксперт также советует ограничить использование подписей в компаниях, делегировав эту задачу конкретным ответственным сотрудникам.

Расширение сферы признания

Насколько широко электронная подпись будет использоваться в повседневной практике в ближайшем будущем? "Цифровые доказательства принимаются в наших судах с большим скрипом, – констатирует аналитик РАЭК Карен Казарян. – Поэтому большая часть организаций хранит бумажные документы".

Законодательство без практики одобрения подписей судами не может играть сколько-нибудь значимую роль, констатирует адвокат Леонид Альперович, поэтому он и его коллеги практически не пользуют технологию в судопроизводстве.

Препонами для развития документооборота с ЭП является не только непроработанное законодательство, но и технологические проблемы, считает Казарян: "Из-за строгих правил сложно получить сертификат подлинности; непросто получить признание и иностранных сертификатов из-за разных подходов к криптографии в России и за рубежом".

Новые изменения в законодательном поле по электронной подписи все же могут появиться в ближайшее время. Первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов сообщил на заседании расширенной коллегии ФНС в феврале о разработке единой электронной подписи, которой займутся ФНС и Минкомсвязи при участии ФСБ.

Пока же российская практика существенно отстает и от европейской, и от американской. Адвокат Федор Козлов из Чикаго рассказал, насколько проще и практичнее выстроена система документооборота в судах США: "Для того, чтобы поставить свою подпись на электронном документе, американский адвокат использует скан рукописной подписи или индивидуальный номер адвоката. И такие документы принимают суды всех уровней. Сами же судьи часто посылают решение по электронной почте, используя технологию электронной подписи".