ПРАВО.ru
Актуальные темы
13 октября 2016, 15:33

Рэнкинг Право.ru: судебная нагрузка на крупнейших авторитейлеров

Рэнкинг Право.ru: судебная нагрузка на крупнейших авторитейлеров

По данным аналитического агентства «Автостат Инфо», по итогам восьми месяцев 2016 года объем рынка продаж автомобилей в России упал в массовом сегменте на 16,3%, в премиальном – на 8,2%. В целом же после событий начала 2014 года, когда после резкого падения курса рубля спрос на автомобили резко подскочил, рынок обвалился вдвое. Аналитики Право.ru оценили судебную нагрузку на ведущих ритейлеров и исследовали, с кем они судились последний год.

«Российским дилерам очень тяжело работается на падающем (именно падающем, а не сокращающемся) рынке», – комментирует Александр Климнов, эксперт «Автостат Инфо». Ассоциация российских автодилеров (РОАД) считает, что такая ситуация возникла из-за прошлой стратегии: современная российская дилерская сеть создавалась под объем продаж в 3,5 млн машин в год и для облуживания крупнейшего в Европе и четвертого в мире рынка. В докризисный 2008 год, при цене нефти $150 за баррель, это было вполне реалистическим прогнозом. Сейчас же реальность такова, что без программ господдержки рынок обрушился бы и втрое. К тому же та стратегия не предусматривала, к примеру, сценарий ухода с российского авторынка концерна GM. В результате из 4300 дилерских фирм, действовавших на пике, в строю остались лишь 3533 дилера, посчитала РОАД.

Кто больше всех судится?

Аналитики Право.ru проанализировали в системе для юристов Casebook статистику крупнейших (по суммам) за 2015 год судебных исков компаний авторитейла с апреля 2015 года по май 2016 года. Исследовались только административные и гражданские дела, в которых компании выступали истцами или ответчиками. Лидером по общей сумме исков стала компания «Авилон» – 154 млн руб., на втором месте – «Рольф» со 111,9 млн руб., на третьем – «Мэйджор» с 84,3 млн руб.

В таблице по соотношению выручки и суммы исковых требований лидирует также «Авилон» – 0,34%. Вторую строчку занимает «Автомир» (0,12%) и третью – «Мейджор» (0,1%).

"У крупных авторитейлеров дела, даже в кризис, идут не столь плохо. Таблица "Право.ru" это хорошо демонстрирует", – считает эксперт «Автостат Инфо» Александр Климнов. Здесь, по мнению спикера, важна не абсолютная величина исков, а именно их соотношение с прибылью и общей капитализацией дилера. Соответственно у одних это уже предбанкротное и даже полностью банкротное состояние, а другие спокойно удерживаются на плаву. Самые крупные дилерские фирмы даже продолжают консолидацию на рынке за счет присоединения более мелких. Это обычная капиталистическая практика, ведь после кризиса часть своей доли рынка можно будет выгодно продать. Напротив, у аутсайдеров-банкротов сейчас остается лишь один выход – уйти из дилерской сети в обслуживание вторичного авторынка, причем сделать это за счет перехода на серые схемы и даже «черный нал». В свою очередь, автодилеры (через РОАД) лоббируют введение обязательной сертификации перепродаваемого автомобиля через дилера. Такое решение, с одной стороны, может «отбелить» вторичный рынок, но с другой опять ляжет дополнительными расходами для и так обедневшего потребителя, рассказывает Климов.

«Самые распространенные иски у нас – требование потребителя о расторжении договора купли-продажи автомобиля и возврате уплаченных денежных средств, плюс неустойка, моральный вред и штраф», – комментирует руководитель правового управления ГК «Автомир» Михаил Дубровин. По его словам, для представления интересов в судах автокомпании чаще пользуются услугами собственных правовых управлений, а внешние юркомпании привлекают в исключительных случаях, например, сложный налоговый спор на большие суммы или спор, в результате которого есть риск потерять права на недвижимое имущество.

Самые крупные иски

Крупнейшим иском (106,9 млн руб.) стал иск ПАО «БИНБАНК» к АО «Авилон автомобильная группа», связанный с взысканием задолженности по кредитному договору (производство по делу № А40-208746/2015 возобновлено 8 сентября 2016 года, следующее заседание состоится 14 ноября 2016 года). На втором месте дело ООО «Рольф» против ООО «Новое автохозяйство» на сумму 69,8 млн руб. по делу о взыскании задолженности по договору купли-продажи автомобилей (иск № А41-19965/2016 удовлетворен полностью, утверждено мировое соглашение). На третьей строчке АО «Авилон автомобильная группа» против ПАО «БИНБАНК», взыскание убытков в связи с прекратившимся правом залога транспортных средств по договору, 30 млн руб. (производство по делу № А40-203516/2015 возобновлено 8 сентября, следующее заседание состоится 27 октября 2016 года). Оба дела АО «Авилон автомобильная группа» возобновлены одновременно в связи с тем, что их приостановили до рассмотрения и вступления в законную силу судебного акта по заявлению конкурсного управляющего ОАО АКБ «Пробизнесбанк» (в лице Государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов») по делу № А40-154909/2015.

Как уходят от долгов?

Российские автопроизводители находятся в достаточно конкурентных условиях и часто вынуждены поставлять продукцию с отсрочкой платежа или передавать ее в лизинг. «Все это обуславливает рост долгов различных категорий покупателей (дилеров, логистических компаний, автохозяйств строительных холдингов и т. д.)», – комментирует генеральный директор Центра развития коллекторства Дмитрий Жданухин. В таких условиях нередко создаются ситуации, когда бывшие надежные партнеры начинают уклоняться от исполнения обязательств. При этом используются различные схемы уклонения от погашения задолженности и судебного взыскания. Наиболее популярные следующие из них:

– передача видимости владения и управления организацией лицу, которое реально не осуществляет управленческие функции (сейчас такая схема применяется реже из-за более активного использования 173.1 УК (незаконное создание организации);

– реорганизация (присоединение и т. д.) организации с исключением из ЕГРЮЛ (организация-правоприемник, как правило, находится в другом регионе и никакую деятельность не ведет);

– «управляемое» банкротство в интересах должника через «своего» арбитражного управляющего (выход в ликвидацию и затем в конкурсное производство, часто сопровождаемые появлением «искусственных» кредиторов).

«Особенности долгов автодилеров – наличие активов (автобаз, самих заложенных автомобилей и т. д.), которые защищают от взыскания, а также наличие налаженных деловых связей с контрагентами, более прочных, чем у посреднических компаний, например, в торговле нефтепродуктами», – считает говорит Жданухин. Отдельно стоит выделить ситуации, когда предприниматели, «бросив» одну организацию-дилера, создают новую, которая становится дилером уже другого производителя техники, нередко иностранного. Интересно, что юрлица меняют даже крупнейшие холдинги. Например, один из самых крупных дилеров легковых автомобилей, «Автомир», несколько раз менял организации, через которые продавались автомобили Volkswagen и которые всякий раз назывались "Германика".

"У российской экономики к началу осени наметились перспективы по выходу из рецессии, что также отметил и МВФ, а любое позитивное движение на макроуровне дает послабление в состоянии дилерской среды. Если этот позитивный тренд получит поддержку в виде достаточно богатого урожая, это дополнительно укрепит позиции аграрного сектора как одного из крупнейших потребителей, не только грузового (LCV, MCV и HCV сегменты), но и легкового рынка. В таком случае возможность выплат задолженностей у автодилеров увеличится, в противном случае, нам предстоит пора еще более жестких и крупных слияний», – прогнозирует эксперт «Автостат Инфо» Александр Климнов.