ПРАВО.ru
Актуальные темы
31 октября 2012, 18:57

Российские представители должны учиться, как китайцы

Российские представители должны учиться, как китайцы

Россия настолько необразованна в вопросах, связанных с ВТО, что если бы не выборы в США, то членство в этой организации ей не светило бы еще несколько лет — такое мнение высказал управляющий партнер коллегии адвокатов "Муранов, Черняков и партнеры" Александр Муранов. Он был одним из организаторов недавней конференции "Россия в ВТО: новые инструменты защиты бизнеса", участники которой советовали России ввязываться во все судебные споры с другими членами организации, чтобы натренировать своих представителей — точно такое же обучение прошли в свое время китайские чиновники, и начали они его еще до вступления страны в ВТО.

"Если бы не сомнения по поводу того, кто придет к власти в США сейчас, то мы, возможно, в ближайшие четыре года и не вступили бы в ВТО", — предположил Муранов. Юрист насчитал "не менее пяти серьезных нарушений при ратификации, в основном технического характера", которых можно было избежать. "Процесс присоединения был очень тяжелым, а огромное число ошибок-неточностей – это бессознательное раскрытие того, как обстоит в России дело с правом". Подробнее эти ошибки он описал в блоге на Право.Ru.

23 августа 2012 года Россия стала полноправным членом Всемирной торговой организации. Ратификацию договора в конце июня пытались сорвать думские оппозиционеры из КПРФ и "Справедливой России". Они обратились в Конституционный суд с запросом о проверке договора о присоединении к ВТО. Но это, вероятно, наименьшая из проблем, которые вызывает членство России в этой организации. Самая острая из них — недостаток квалифицированных представителей, необходимых для защиты от претензий торговых партнеров. До сих пор в России этой специализации вообще не обучали. Адвокат АБ "Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры" Владимир Таланов говорит, что весной этот недостаток начнут частично восполнять: юрфак СПбГУ планирует запустить 9-недельный курс повышения квалификации по ВТО. Всего за год планируется набрать 40 слушателей. Однако, предупредил адвокат, это будет очень короткий вечерний курс.

Учиться надо "в бою" — объясняли участники конференции, так, как это делал Китай. "ВТО – это единственный институт, который вынужден признавать Китай, который может указывать этой стране, что делать", — подчеркнул лорд Питер Мандельсон, министр в кабинете Тони Блэра и бывший европейский комиссар по внешней торговле. "Постоянное участие Китая в процедурах, оказывавших влияние на США и ЕС, в качестве третьей стороны — они это делали, просто чтобы обучить своих госслужащих, натренировать их", — сказал старший юрист Консультационного центра по нормам ВТО Фернандо Пьерола.

"Китай участвует во всех делах, это бесплатно, не нужно представлять никаких документов, России тоже следует так делать", — добавил он уже в перерыве. Старший юрист коллегии адвокатов "Муранов, Черняков и партнеры" Людмила Балеевских пояснила "Право.Ru", что любая страна-член ВТО может принять участие в споре, если "докажет свой экономический интерес". Во многом доказывание такого интереса — формальная процедура. Участие третьей стороны бесплатно, но оно и не принесет стране никакой экономической выгоды, только опыт. Юристы и чиновники могут приходить на заседания, участвовать в заседаниях третейской группы (проходят, почти как обычное судебное заседание), это дает "понимание процесса доказывания". Другой важный плюс, говорит юрист, — страна получает доступ к документам, которые потом можно использовать как шаблоны.

Китай стал членом ВТО в 2001 году, однако в качестве третьей стороны начал участвовать в спорах организации за несколько лет до официального вступления — еще в 1997 году. В первом таком разбирательстве — "Налоговый режим для иностранных торговых корпораций" (Tax Treatment for “Foreign Sales Corporations”) — истцом стал Евросоюз, а ответчиком — США. ЕС посчитал, что некоторые положения Налогового кодекса США (специальный налоговый режим для иностранных торговых корпораций) входят в противоречие с обязательствами США в рамках ВТО. Разбирательство длилось с ноября 1997 по февраль 2006 года. В итоге Конгресс США отменил спорный закон, а ЕС — санкции. 

В деле о мерах, затрагивающих импорт автомобильных запчастей, ответчиком выступил уже сам Китай, а его оппонентами — ЕС, США и Канада. В ЕС пришли к выводу, что тарифы на ввоз запчастей для производства машин в Китае (с учетом внутренних сборов помимо таможенных пошлин) равнялись тарифам на ввоз уже готовых автомобилей, что противоречило положениям, принятым в ВТО. В США посчитали, что эта политика была направлена на то, чтобы наказать китайских производителей автомобилей, использующих заграничные запчасти. Разбирательство началось в марте 2006 года (в апреле к нему присоединилась Канада). В феврале 2009 года Китай пообещал исполнить рекомендации Органа по разрешению споров ВТО (ОРС ВТО — Dispute Settlement Body) в течение семи месяцев и 20 дней. И 15 августа 2009 года Министерство промышленности и информационных технологий и Национальная комиссия по развитию и реформам Китая издали совместный указ, которым прекратили применение спорных положений по ввозу запчастей. 

В апреле 2007 года Соединенные Штаты инициировали разбирательство с Китаем из-за защиты прав интеллектуальной собственности. Озабоченность США вызвали такие случаи нарушения авторских прав, как подделки под американские бренды, публикации песен и записей выступлений, не предназначенных для распространения в Китае, а также дальнейшее использование товаров, конфискованных на китайской таможне. В США посчитали, что отсутствие в Китае процедуры уголовного преследования и штрафов за подделывание в промышленных масштабах не соответствует обязательствам страны — члена ВТО. 26 февраля 2010 года Китай внес изменения в закон об авторских правах, приведя его в соответствие с Соглашением о торговых аспектах авторских прав (Agreement on Trade-Related Aspects of Intellectual Property Rights). 

Сейчас Россия в качестве третьей стороны участвует в четырех спорах в рамках ВТО, и почти во всех ответчиком выступает Китай. Три дела против Китая инициированы США, ЕС и Японией в марте этого года и связаны с экспортом редкоземельных металлов, вольфрама и молибдена. Недовольство истцов вызвали ограничительные меры китайского правительства, включающие в себя экспортные пошлины, квоты на экспорт, ограничения минимальной экспортной цены, требования по лицензированию экспорта в связи с введением количественных ограничений. Консультации начались в марте этого года.

Четвертое дело — "Компенсационные пошлины на ряд товаров из Китая" — инициировала уже сама КНР против США в мае 2012. Здесь Китай оспаривает положение, якобы применяемое американским Минторгом, по которому предприятие считается государственным, если контрольный пакет акций принадлежит государству. В документе не уточняется, о каких предприятиях и товарах идет речь.