ПРАВО.ru
Актуальные темы
11 января 2013, 0:35

Доверие граждан к судебной системе решено не учитывать при ее развитии

Доверие граждан к судебной системе решено не учитывать при ее развитии
Фото с сайта kremlin.ru

Правительство коренным образом изменило целевые индикаторы развития судебной системы — доверие населения к судам больше не будут учитывать при оценке результатов профильной ФЦП. Зато планируется много информатизировать и строить, причем в обеспечении жильем установлен примерный паритет между СОЮ и арбитражными судами. Обещано и развитие экспертных центров Минюста.

В федеральной целевой программе "Развитие судебной системы России в 2007-2012 годах" среди целевых индикаторов на первое место ставился вопросы доверия-недоверия граждан органам правосудия. Предполагалось, что доля граждан, доверяющих органам правосудия, увеличится за этот период с 27% до 50%, а тех, кто не доверяет, снизится с 25% до 6%. Этого не произошло.

Отчеты "Левада-центра", который проводил исследования о доверии к судам для нужд российского правительства и судов, официально не публиковались, но некоторые из них стали доступны. Исследование, проводившееся в марте-апреле 2010 года, показало, что российской судебной системе в целом доверяют 53% респондентов, то есть достижение целевого показателя шло с опережением графика (по нему в 2009 году доверяющих должно было быть 42%, а в 2010-м — 43%). Однако показатель недоверия полностью портил картину: их должно было быть 10-6%, а социологи выявили 43% (мы писали об этом здесь), позднее документ был опубликован Бюро экономического анализа.

Второй этап опроса проходил в декабре 2010 – январе 2011 годов (материал о нем — здесь). Социологи "Левада-центра" скорректировали методику, а по итогам исследования сделали вывод о "некотором снижении общего доверия к судебной системе России". Результаты более поздних исследований, проводившихся по заказу правительства и судов неизвестны, но по данным фонда "Общественное мнение", опубликованным в июле прошлого года, негативные оценки судов по-прежнему преобладают в обществе, их выносят 40% опрошенных, и только 24% оценивают деятельность суда и судей положительно. В итоге, по данным ФОМа, репутация судов вернулась к значениям середины 2000-х годов. Примерно об этом же говорил на VIII съезде судей председатель Высшего арбитражного суда Антон Иванов: "Мы стоим перед лицом серьезнейшего кризиса – кризиса доверия к судебной системе" (впрочем, бывший глава Совета судей, судья Верховного суда Юрий Сидоренко на этом же мероприятии предложил коллегам на опросы по поводу доверия не обращать внимания).

И теперь делать этого не придется. Разработчики ФЦП развития судебной системы России на следующий период — на 2013-2020 годы (опубликована в утвержденном виде сегодня Правительством РФ) — решили больше не спрашивать граждан, доверяют ли они судам или нет, а также не определять долю населения, которая отмечает невнимательность и грубость персонала судов. Социологам предстоит лишь выяснить, сколько граждан считает организацию работы судов неудовлетворительной, и скольким недостает информации о деятельности судов.

При этом, правда, новые целевые показатели свидетельствуют о том, что предыдущая программа не выполнена. Так, в качестве базового уровня в отношении доли граждан, неудовлетворенных организацией работы судов, предложено считать 19,1%, тогда как по предыдущей ФЦП таких должно быть только 3%. То же самое и в отношении количества граждан, считающих информацию о деятельности судов недостаточной: по завершившейся программе их должно было быть 5%, однако стартовый уровень судебной ФЦП-2012-2020 существенно хуже — 35,5%. Мало того, желанных несколько лет назад уровней вообще не планируется достичь: целевые показатели к 2020 году составляют, соответственно, 5% и 10%.

Два сценария

Материальных целевых показателей  – это количество судов и залов судов, оснащенных необходимой техникой, количество судей, обеспеченных жильем, и интенсивность исполнения требований исполнительных документов -  программе теперь существенно больше. Разработчиками программы (Минэкономразвития) были рассмотрены и проанализированы два сценария ее реализации: реалистичный и оптимистичный. В итоге было принято решение остановиться на первом из них, опирающемся на "подходы, которые были разработаны в аналогичной ФЦП на 2007-2012 годы, и является логическим ее продолжением". Финансовое обоснование сценария сводится к решению комплекса текущих задач и мероприятий за 8 лет, в то время как оптимистичный сценарий предполагал решить все те же задачи за 5 лет.

Среди проблем, решить которые должна реализация программы, разработчики называют задачи, указанные в концепции социально-экономического развития РФ на период до 2020 года. Это защита частной собственности, проведение судебной реформы, обеспечивающей действенность и справедливость принимаемых судом решений, создание условий, при которых российским компаниям было бы выгодно оставаться в российской юрисдикции, борьба с коррупцией и улучшение доступа к информации о деятельности государственных органов. Нужно решить ряд проблем: качества правосудия, сроков судопроизводства, недостаточной информированности граждан о деятельности судебной системы, неудовлетворительной работы судов, неэффективного исполнения судебных актов, а также отсутствия необходимых условий для осуществления правосудия, написано в программе.

Цели программы

Во-первых, внесение в законодательство изменений, предусматривающих совершенствование административного судопроизводства и направленных на повышение доступности правосудия для граждан и организаций при рассмотрении их споров с госорганами. Эти изменения также должны уточнить подведомственность судов общей юрисдикции и арбитражных судов по экономическим делам в целях исключения возможности решения хозяйственного спора посредством уголовного преследования.

Во-вторых, необходимо решить проблему необоснованно длительных сроков судопроизводства. По мнению разработчиков программы, причина судебной волокиты — в больших сроках производства судебных экспертиз, которые надо минимизировать. Для этого ФЦП предлагает модернизацию судебно-экспертной деятельности. В частности, планируется, что такие экспертизы будут проводить судебно-экспертные учреждения Минюста, которые независимы, не подчинены органам дознания и следствия и, как указано в программе, "свободны от какой бы то ни было ведомственной заинтересованности".

Экспертов обещают оснастить "новым современным оборудованием", позволяющим решать новые экспертные задачи, "включая проведение экспертиз по делам экстремистской направленности", развивать компьютерно-техническую экспертизу и оснащение учреждений передвижными криминалистическими лабораториями. При Минюсте будет создан федеральный центр обработки данных, также появятся региональные центры.

В-третьих, это внедрение современных информационных технологий в деятельность судебной системы (на эти цели предполагается потратить более 9 млрд руб. На информатизацию по линии КС пойдет 292 млн руб., ВС РФ — 204 млн, Судебного департамента — 5,9 млрд, ВАС — 2,5 млрд руб.

Сюда входит создание мобильного правосудия, электронного правосудия, внедрение программных средств аналитического обеспечения деятельности и сканирования всех поступающих в суды документов, а также формирование электронных дел и электронного архива судебных дел. Суды общей юрисдикции должны начать взаимодействовать с информационными системами Генпрокуратуры, МВД, ФССП, ФСИН и других ведомств в электронном виде. А сами суды должны быть оснащены программным обеспечением для ведения электронного документооборота с применением электронной подписи.

В арбитражной системе программой предполагается создание "облачной" вычислительной архитектуры и разработка единой "облачной" системы автоматизации судопроизводства и электронного документооборота, создание главного центра обработки данных ВАС РФ на базе арбитражных судов Московского региона, а также создание 10 центров обработки данных в федеральных арбитражных судах округов. Это позволит реализовать возможность удаленного доступа как со стороны судов, так и со стороны участников судебных процессов из любой точки страны и мира и с любого устройства. Помимо этого, будет реализована идея председателя ВАС о мобильных подвижных офисов судей с применением видео-конференц-связи. Для проведения выездных заседаний в географически удаленных населенных пунктах они будут выезжать на специальном пассажирском микроавтобусе с расширенным функционалом. На это планируется ассигновать 39 млн руб.

Свои задачи есть в программе и для конституционного правосудия, после реализации которых, надеются разработчики программы, судьи КС начнут работать быстрее и качественнее. Это создание комплексной электронной информационно-аналитической системы обеспечения конституционного судопроизводства, что даст возможность повысить качество решений и сократить сроки рассмотрения обращений. В КС РФ также появится система мобильного правосудия, обеспечивающего непрерывный доступ к информационным системам судей и сотрудников секретариата. Помимо этого, заявители смогут подавать свои обращения в КС в электронном виде.

Четвертая цель программы — строительство, реконструкция и приобретение зданий судов, а также обеспечение судей и работников аппарата жилыми помещениями. На здания пойдет более 64 млрд руб., а на приобретение жилья – более 7 млрд руб. Для арбитражной системы планируется построить 17 новых зданий судов, и около восьмидесяти — для судов общей юрисдикции, включая Московский областной суд.

В системе судов общей юрисдикции планируется обеспечить жильем 1305 судей, в арбитражных судах – 1171. Тех, кто получит субсидию на приобретение жилья, как предполагается, в СОЮ и учреждениях Суддепа будет 2550, а в арбитражной системе – 3281.

Не обходит вниманием ФЦП и проблему исполнения судебных актов. Это пятая цель, для решения которой, как полагают разработчики, необходимо внедрение современных технологий, включая создание единой автоматизированной информационной системы ФССП и электронного архива для хранения электронных документов с целью перехода на принудительное исполнение в электронном виде. Это позволит повысить прозрачность и доступность системы принудительного исполнения для сторон исполнительного производства и уровень оперативности действий приставов, что приведет к улучшению принудительного исполнения судебных актов.

В общей сложности на реализацию ФЦП выделяется 90,6 млрд руб., при этом в 2013–2015 годах предполагается расходовать ежегодно по 10 млрд руб. Суддеп для собственных нужд и судов общей юрисдикции получит 49,3 млрд руб., арбитражные суды — 29,3 млрд руб., Минюст — 6,4 млрд руб., приставы – 4,4 млрд руб., Верховный суд РФ — 548 млн руб., КС РФ – 292 млн руб., Минэкономразвития – 11 млн руб.