ПРАВО.ru
Актуальные темы
20 сентября 2013, 1:46

ВАС оставил гражданское дело по месту уголовного

ВАС оставил гражданское дело по месту уголовного
Фото Право.Ru

Антон Иванов полгода назад предсказывал, что до высшей судебной инстанции докатится волна дел о невыплаченных кредитах. Так и случилось — в повестке дня каждого заседания президиума теперь рассматривается как минимум один подобный случай. То, что слушалось в минувший вторник, вскрыло не только пробелы в толковании законодательства, но имело и криминальный аспект. Собственник обанкротившейся компании вывел заложенные банку активы, получил приговор, а кредиторы хотят судиться за него там, где и начиналась афера. В результате ВАС решил, что прав суд первой инстанции, а не апелляция, и объяснил, где должны рассматриваться иски о наложении взыскания на имущество с "банкротным" элементом. 

Тамбовская фирма ООО "Агро-Альянс" кредитовалась в целом ряде крупных банков, включая "Сбер", "Москоммерц" и "Россельхоз", а в самом начале 2009 года была признана банкротом. А на ее генерального директора и учредителя Александра Миронова было заведено уголовное дело. Примерно за два года до банкротства он понял, что его компания не сможет расплатиться по обязательствам, и "разработал преступную схему по отчуждению имущества предприятия", говорится в приговоре Тамбовского районного суда, вынесенного в апреле прошлого года. Причиненный банкам убыток был оценен более чем в 100 млн руб. Суть схемы заключалась в том, что знакомый Миронова по фамилии Князев, не посвященный, по мнению следствия, в его намерения, создал ООО "Риэлт-Консалтинг", в уставный капитал которого будет передано заложенное имущество "Агро-Альянса", а затем его перепродали компании "Ипотечный брокер".

Миронов был признан виновным, приговор вступил в силу, а "Россельхозбанк", которому был причинен ущерб на 38 млн руб., обратился в Арбитражный суд Тамбовской области с иском к "Риэлт-Консалтингу" об обращении взыскания на недвижимость (дело А64-7845/2012). Но Князев зарегистрировал свою фирму в Москве, а потому ее представители заявили в тамбовском суде ходатайство о направлении дела в Арбитражный суд города Москвы. Ссылались они на то, что спор идет не о праве, а потому положения об исключительной подсудности, когда требование банка должно рассматриваться по месту нахождения имущества, на него не распространяются, и, значит, дело подлежит рассмотрению с учетом общих правил — по месту нахождения ответчика.

Но судья Наталия Макарова, руководствуясь положениями постановления Пленума ВАС от 12 октября 2006 года №54 отказала ответчику. Она сочла, что правила исключительной подсудности все же нужно применить, так как в случае удовлетворения требования банка и его принудительного исполнения возникнет необходимость госрегистрации прекращения прав на спорное имущество.

Однако 19-я апелляция заняла иную позицию, и это объяснимо: в совместном постановлении ВС и ВАС от 29 апреля 2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", а также в п.5.1 постановления Конституционного суда РФ от 26 мая 2011 года № 10-П указано, что иск об обращении взыскания на недвижимое имущество не относится к спорам о правах на недвижимое имущество, так как его предмет – передача денежных средств.

Тогда "Россельхозбанк" обратился в Высший арбитражный суд, у коллегии которого нашел понимание. Банк приводил и довод о том, что его требование основано на ст.142 закона о банкротстве (расчеты с кредиторами в ходе конкурсного производства), и поэтому, по существу, имеет место спор о праве на недвижимое имущество. "Тройка" в составе Александры Маковской, Елены Моисеевой и Галины Поповой решила передать дело в президиум, обосновывая это сложившейся противоречивой практикой. "Позиции, занятые судами первой и апелляционной инстанций по настоящему делу, представлены и в иных делах, при этом анализ судебной практики свидетельствует об отсутствии единообразия по вопросу подсудности спора об обращении взыскания на недвижимое имущество", — указали в своем определении судьи.

Эксперты считают, что проблема действительно существует. "Спор о том, относятся ли дела об обращении взыскания на заложенное имущество к делам исключительной подсудности, идет давно, — знает адвокат "Юков и партнеры" Светлана Тарнопольская. — И до сих пор различается подход к решению этого вопроса не только у судов общей юрисдикции относительно арбитражных, но [последние] часто решают этот вопрос по-разному". Рассмотрением этого дела, уверена она, ВАС РФ "убивает сразу двух зайцев": во-первых, формулирует позицию о исключительной подсудности в подобных случаях, а во-вторых, дает обоснование отнесения споров об обращении взыскания на имущество должника в случае применения экзотического для судебной практики п.11 ст.142 закона о банкротстве (о праве кредиторов взыскивать имущество должника, незаконно полученное третьими лицами) к спорам о недвижимости.

Во вторник Президиум ВАС "засилил" определение Арбитражного суда Тамбовской области. Теперь иск "Россельхозбанка" будет рассматривать по месту нахождения недвижимости. "ВАС подтвердил свою позицию, сформулированную в 54-м постановлении. Поскольку в случае удовлетворения исковых требований об обращении взыскания на недвижимое имущество возникнет необходимость госрегистрации, [они] подлежат рассмотрению в арбитражном суде по месту нахождения [активов]", — подвела итог юрист "Хренов и партнеры" Дина Фаева.