ПРАВО.ru
Актуальные темы
11 декабря 2013, 3:00

Почему не всегда нужно верить новостям о международном розыске

Почему не всегда нужно верить новостям о международном розыске
Фото с сайта www.sem40.ru

Когда СМИ сообщают о том, что очередную публичную фигуру объявили в международный розыск, это не обязательно означает, что за героем новости теперь будет гоняться вся полиция на планете. В списки Интерпола пресс-службы государственных институтов в этом году уже записывали Уильяма Браудера, вдохновителя "списка Магнитского", или Сулеймана Керимова, акционера "Уралкалия", поссорившегося с властями Белоруссии, однако их статус так и не подтвердился. "Право.Ru" на основе последнего доклада Fair Trials International объясняет, что на самом деле могут означать новости о международном розыске, и как Интерпол становится инструментом политических игр.

Вопреки распространенному заблуждению, у международной организации уголовной полиции — Интерпола — нет никаких полномочий. Это, по сути, лишь инструмент информационного обмена между национальными правоохранительными органами. Тем не менее, запрос в Интерпол может доставить неприятности, причем иногда тем, кто не дает для этого повода. Вышедший в ноябре доклад Fair Trials International, британской неправительственной организации, контролирующей соблюдение прав человека, содержит несколько примеров того, как правоохранители злоупотребляют международными полицейскими базами данных.

Как работает Интерпол

Сегодня в Интерпол входят 190 стран, это вторая в мире организация после ООН по числу государств-участников. В ней не представлены только тихоокеанские микронации, живущие на краю света, пара частично признанных государств, а также Северная Корея. Принцип работы Интерпола очень прост: национальная полиция формулирует запрос о помощи, сотрудники Генерального секретариата (базируется во французском Лионе) проверяют обращение на соответствие уставу и, если все в порядке, дают добро на розыск. Доступ к базам данных имеют полицейские и пограничные службы.

Информационный обмен в рамках Интерпола основан на системе уведомлений. Всего действует восемь типов уведомлений: семь называются по различным цветам, плюс отдельно существует запрос Совета безопасности ООН. Чаще всего используется красное уведомление, означающее просьбу арестовать человека, которому предъявлены обвинения в стране, приславшей запрос. Другие могут быть связаны с поиском свидетелей (синее), пропавших без вести (желтое) или, например, необходимостью сообщить человеку, что для его жизни существует угроза (оранжевое). Каждое уведомление может быть оформлено в качестве черновика, если, например, в поступившем запросе не хватает данных.

В 2009 году была введена в действие система "i-link". Как пишет о ней сайт организации, "в течение нескольких секунд страны, входящие в Интерпол, могут составить и ввести в базу данных просьбу арестовать разыскиваемого преступника, и эта информацию немедленно становится доступна полиции по всему миру". Вероятно, именно благодаря этой системе количество красных уведомлений в 2009 г. резко возросло — до 5020 по сравнению с 3126 годом ранее. А в 2012 г. было опубликовано уже 8136 таких уведомлений.

Помимо разноцветных уведомлений есть еще "сообщения". Первые публикует центральное управление Интерпола, а вторые — национальные правоохранительные органы через местные бюро организации (в России это Национальное центральное бюро Интерпола). Однако в остальном разница невелика, Интерпол в своей статистике помещает в одну строку "аресты на основе красных уведомлений и сообщений".

Как Интерпол ошибается

В Интерполе существует защита от ошибок и злоупотреблений системой, но она далека от совершенства. Одна из проблем состоит в отсутствии эффективного механизма апелляции. Процедура, с помощью которой можно оспорить появление своего имени в списке разыскиваемых лиц, абсолютно непрозрачна, признают авторы доклада, а временные сроки на обработку жалобы не установлены. Комиссия по контролю за данными Интерпола (CCF, Commission for the Control of INTERPOL’s Files), которая проверяет соответствие содержания баз данных уставу и рассматривает индивидуальные жалобы, в последние годы получает примерно 0,2% годового бюджета Интерпола, или около 1,4 млн евро (при общем бюджете организации в 70 млн евро). Британские правозащитники полагают, что такого объема финансирования недостаточно для эффективной работы, поэтому неудивительно, что Комиссия неспособна угнаться за растущим объемом информации в базе данных Интерпола.

Другая проблема — устаревшие данные. Например, Ахмед Закаев, один из руководителей самопровозглашенной Ичкерии (на месте Чечни), получил политическое убежище в Великобритании еще в 2003 г., но напротив его имени красное уведомление стоит и по сей день, хотя политический характер преследования Закаева признан судом, а ст.3 устава Интерпола прямо запрещает ему вмешиваться в политические дела.

Интерпол мог бы учитывать факт получение политического убежища до публикации красного уведомления, полагают авторы доклада. Так, Патриция Палео, журналистка из Венесуэлы, писавшая о связях правительства своей страны с колумбийскими повстанцами, неоднократно подвергалась судебному преследованию на родине в связи со своей профессиональной деятельностью. Межамериканский суд по правам человека (региональный аналог ЕСПЧ) был вынужден вмешаться и потребовать мер по обеспечению ее безопасности. В конце концов в 2009 г. США предоставили ей политическое убежище, куда она и переехала. Тем не менее вскоре после этого Интерпол выпустил красное уведомление на ее имя по запросу Венесуэлы. Теперь Палео может быть арестована, если покинет Штаты.

Известны случаи, когда красное уведомление появляется после конфликта с влиятельными лицами. Так произошло с Вади Сагиехом, торговцем драгоценностями из ОАЭ, проживавшим в Таиланде. Крупный бизнесмен из Эмиратов (имя не называется) отказался оплатить доставленную покупку общей стоимостью $150 000. Сагиех подал в суд, и тут его брат неожиданно оказался арестован в Абу-Даби, столице ОАЭ, а в отношении его самого ОАЭ выпустили красное уведомление на основании обвинений в мошенничестве, которые были сформулированы весьма абстрактно. Сагиех, лишившись возможности свободно передвигаться по миру, потерял ряд важных клиентов, а его виза в Таиланд была аннулирована. Впрочем, для него все кончилось не так плохо: выяснилось, что прокурор, отправивший информацию в Интерпол, владел 50% акций компании, бывшей в долгу у Сагиеха, и когда Вади подал жалобу в полицию, генпрокурор ОАЭ отозвал уведомление.

Похожая история произошла с Даниелом Лейном, французским журналистом, специализирующимся на расследованиях. В 2003 г. на французском телевидении вышли его материалы о секс-туризме в Камбодже. В 2006 г. власти Камбоджи арестовали его, отобрали паспорт и через суд потребовали 125 000 евро компенсации репутационного ущерба. Лейну удалось бежать из страны, после чего власти выпустили красное уведомление. Впоследствии оно было удалено из баз международной полиции.

Как Интерполом манипулируют

Порой Интерпол используют как своего рода инструмент пропаганды. В 2009 г. в преддверии президентских выборов власти Ирана стремились подавить оппозицию режиму, и не только внутри страны. 12 эмигрантов, которые к тому моменту уже 20 лет жили в Швеции и Германии, продолжали участвовали в иранской политике через медиа, поэтому Иран опубликовал красные уведомления в их адрес. Очевидно, власти пытались убить двух зайцев сразу: сделать неудобных людей невыездными из своих стран, а также создать им репутацию международных преступников. Позже Интерпол отменил заявку Ирана.

Присутствие в базах Интерпола может быть препятствием для получения убежища, потому что согласно Конвенции о статусе беженцев 1951 г., одним из оснований для отказа в убежище являются "серьезные основания предполагать, что [претендент на статус] совершил тяжкое преступление, не связанное с политической деятельностью". Политические репрессии, замечают британские правозащитники в своем докладе, часто имеют вид банального уголовного преследования. Особенное беспокойство у них вызывают страны, входящие в Шанхайскую организацию сотрудничества, согласно докладу Международной федерации за права человека, красноречиво озаглавленному "Шанхайская организация сотрудничества: инструмент нарушений прав человека". "Право.Ru" также неоднократно рассказывал о незаконной выдаче из России узбекских граждан (обе страны состоят в "шанхайском клубе"), просивших убежища.

Наконец, известны случаи, когда страна, выпустившая уведомление, после ареста разыскиваемой персоны не стремится к экстрадиции, хотя по правилам Интерпола конечной целью уведомления является именно экстрадиция разыскиваемого в страну-заявителя, где его или ее должны предать суду (или исполнить наказание, если национальный суд уже вынес приговор). Лоррейн Дэвис, британская гражданка, живет с красным уведомлением напротив ее имени уже больше 20 лет. При этом Канада, по чьему запросу они было опубликовано, не требует ее экстрадиции, а настаивает, что Дэвис должна сама приехать в страну, чтобы предстать перед судом, оплатив все расходы на поездку. Ратсел Марта, бывший юрисконсульт Интерпола, признает, что "на практике субъекты красных уведомлений ощущают последствия, потому что их останавливают при пересечении границ и задерживают в ожидании экстрадиции".

Новые правила, новые проблемы

По новым правилам, введенным в 2012 г., красное уведомление может быть выписано только на того, кого подозревают в серьезном преступлении. С учетом различия правовых систем Интерпол определяет такое преступление по тяжести наказания — максимальный срок заключения по статье обвинения должен превышать два года (или судебный приговор на срок более шести лет). Однако уведомления, попавшие в систему ранее, продолжают там оставаться. Гражданка Великобритании, упомянутая в докладе под псевдонимом, потеряла работу стюардессы на трансатлантических перелетах, потому что не могла получить американскую визу из-за красного уведомления, опубликованного одной из ближневосточных стран, хотя максимальное наказание за ее преступление составляет всего восемь месяцев.

В 2007 г. произошла другая необычная история. 17-летний подросток с латвийским паспортом (имя не раскрывается) был задержан в России за то, что якобы поделился с другом таблеткой экстази. Через три часа его отпустили без составления протокола. В 2013 г. он был задержан в Испании на основании красного уведомления, выпущенного Россией. Молодой человек просидел в тюрьме две недели, пока испанский суд не постановил, что экстрадиция невозможна по причине истечения срока давности. Россия должна была отозвать уведомление как нерелевантное, однако красное уведомление, несмотря на это, остается в системе, а латвийский гражданин живет теперь в Испании, опасаясь задержания на границе.

Что можно узнать из новостей

В некоторых случаях Интерпол отказывается допустить использование своих информационных систем, если есть обоснованные подозрения, что преследование индивидуума имеет политическую природу. Недавний пример — безуспешные попытки России объявить в розыск Уильяма Браудера, благодаря которому был принят "закон Магнитского". Россия обратилась в Интерпол с просьбой найти Браудера, что многие СМИ истолковали как объявление его в розыск, однако после проверки международная полиция дело на Браудера удалила.

В начале сентября власти Белоруссии сообщили, что "менее чем за сутки" Интерпол согласился с включением российского бизнесмена Сулеймана Керимова в список разыскиваемых лиц. Этому предшествовал громкий конфликт вокруг "Уралкалия", акционером которого он является. На деле же произошло другое: белорусское бюро Интерпола отправило сообщение через систему i-link, оно было рассмотрено, как и положено, в течение суток, а затем превратилось в "черновик красного уведомления", который еще только предстоит проверить Интерполу. В начале октября сообщения в СМИ формулировались уже иначе: "Вопрос о розыске Керимова еще не решен".