ПРАВО.ru
Сюжеты
22 февраля 2014, 0:47

ВС остался недоволен будущими функциями Суддепа

ВС остался недоволен будущими функциями Суддепа

В Госдуме закрыли глаза на недовольство высших судов президентскими законопроектами о реформе судебной системы после создания "единого" Верховного суда. Изменения в третий блок нововведений оказались техническими. Правда, депутаты обещают еще одну порцию законов, в которых будут ответы на все неясные до сих пор вопросы, в том числе — что станет с Картотекой арбитражных дел, будущее которой пока не решено.

Изменение Конституции и создание "единого" Верховного суда путем упразднения Высшего арбитражного запустили механизм серьезной корректировки законодательства о судебной системе. В конце 2013 года президент Владимир Путин внес в Госдуму второй и третий  пакеты законопроектов о судебной реформе. В начале года парламент справился с принятием второго пакета, по которому "обновленный" ВС разместится в Санкт-Петербурге, а отбором первоначального состава для него займутся специальные экзаменационная комиссия и квалификационная коллегия.

В новой высшей судебной инстанции будет 170 судей, их распределят по семи коллегиям. Среди них будут апелляционная, по административным, уголовным и гражданским делам, а также по экономическим спорам. Военную коллегию переименуют в "коллегию по делам военнослужащих", а специальная коллегия для судей, недовольных решениями квалификационных коллегий, заменит существующий сейчас отдельный орган — Дисциплинарное судебное присутствие. Тем временем Владимир Путин подписал закон о корректировке Основного закона, и у законодателей остается менее полугода, чтобы успеть отрегулировать законодательство к моменту ликвидации ВАС.

Сегодня думский комитет по госстроительству за три минуты рассмотрел поправки к двум законопроектам из третьего реформаторского блока Путина. Ранее с серьезной критикой этих документов выступили сразу Высший арбитражный и Верховный суды (подробнее "Третьим пакетом законов о судебной реформе Путина недовольны и ВС, и ВАС"). Однако изменения в документах ко второму чтению оказались большей частью техническими — менять предложения Путина в Госдуме не решились. Напротив, глава думского комитета по госстроительству единоросс Владимир Плигин обратил внимание на "высокую степень готовности" проектов и рекомендовал обсудить их на пленарном заседании Госдумы уже 25 февраля. Как уточнили в аппарате комитета, ни одна поступившая поправка не была отклонена.

В проекте без изменения сохранилась норма о "едином информационном пространстве федеральных судов и мировых судей", которую ранее совместно критиковали ВАС и ВС. В президентском законопроекте предлагается дать этому понятию новое содержание в законе 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации", а именно исключить из него словосочетание "судов общей юрисдикции". В этом случае "пространством" будет считаться совокупность баз данных и банков данных, "обеспечивающих информационное взаимодействие ВС РФ, федеральных судов, мировых судей, органов судейского сообщества и системы Суддепа".

Верховный суд соглашался с концепцией, но был недоволен ее реализацией и прогнозировал "правовые коллизии". Из-за отсутствия определения "федеральные суды" в законах "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в РФ" и "Об органах судейского сообщества" придется использовать его определение из закона "О судебной системе в РФ" (ст. 4), предрекали в ВС. Однако в последнем случае к федеральным судам относится и Конституционный суд. А закон о Суддепе не предусматривает его "информационного взаимодействия" с КС, и в поправках этот пробел не закрыт.

Не прояснилась в законопроекте и судьба Картотеки арбитражных дел — в проекте по-прежнему идет речь лишь о том, что Судебный департамент при ВС является учредителем и собственником имущества "Информационно-аналитического центра поддержки ГАС "Правосудие". Ранее ВАС беспокоился, что из-за такого умалчивания о Картотеке в законе на практике "произойдет замена информационных ресурсов и технологий, используемых в арбитражных судах, на качественно отличные" ресурсы судов общей юрисдикции. 

Владимир Плигин сегодня заверил собравшихся, что в ближайшее время ожидается продолжение работы над новыми законопроектами в связи с принятием закона о поправке к Конституции. "Поскольку у ряда наших коллег, судейского сообщества возникали вопросы, которые не были, с их точки зрения, решены в этих проектах, я бы хотел отметить, что вопросы технологические будут решаться, — заверил Плигин. — В частности те, которые относятся к вопросам функционирования арбитражных судов субъектов, процессуального права". После заседания комитета Плигин в ответ на вопрос, сохранится ли картотека арбитражных дел, сообщил, что вскоре будет подготовлен "законопроект, который решит вопросы, касающиеся деятельности арбитражных судов". Но от точных прогнозов воздержался. Его коллега по фракции Дмитрий Вяткин оптимистичен: "Как функционировала, так и будет функционировать. Насколько понимаю, [она] будет регулироваться внутренними документами. Зачем это прописывать в законе? — рассуждает он. — Разве этот вопрос [сейчас в законах] упоминается?"

Администраторам судов придется работать под двойным контролем

Не стали менять в Госдуме и подход Владимира Путина к администраторам судов, несмотря на то, что еще в начале декабря 2013 года — до внесения в Госдуму президентских поправок — Совет судей высказался за устранение двойного подчинения администраторов судов областного звена, а также включение их должностей в штат аппарата судов и подчинение главе суда (подробнее "Администраторов судов тоже реформируют"). В законопроекте ко второму чтению сохранена норма, по которой чиновники в судах общей юрисдикции областного звена, а также в арбитражных судах будут работать под двойным контролем — со стороны руководителя суда и подразделений Суддепа, а назначаться и освобождаться от должности начальником структурного подразделения ведомства по представлению главы соответствующего суда. 

Однако в Госдуме учли замечание ВС и включили в проект упоминание об администраторах судов в военных судах. В изначальной редакции законопроекта о них ничего не говорилось.

Госдума оказалась не из пугливых

Не вняли в думском комитете по госстроительству и просьбам ВС не лишать права на льготное увольнение из армии или приостановление военной службы контрактников при назначении их судьями военных судов или военной коллегии ВС (такая льгота остается у тех, кого избирают депутатом, сенатором или губернатором). "[Это] не только ограничит права военнослужащих на их назначение на должность военного судьи, поскольку военнослужащие не могут быть военными судьями, а для увольнения у них не будет правового основания, но и существенно затруднит формирование военных судов", — возмущались в ВС и рассказывали, что сейчас военная служба приостановлена у 62 военных судей. Как оказалось, аргументы были напрасны — норма в законопроекте сохранилась без изменений.

Кроме того, до 1 января 2015 года судьи военных судов и военной коллегии ВС, у которых служба приостановлена, должны быть уволены с нее в связи с "организационно-штатными мероприятиями" (п. а п. 2 ст. 51 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе"). Если при этом они продолжат работать судьями, то единовременное пособие за увольнение с военной службы им не выдадут. 

С текстом законопроекта № 409207-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации "О Верховном суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации" можно ознакомиться здесь.

С текстом законопроекта № 409189-6 "О внесении изменений в отдельные федеральные конституционные законы в связи с принятием Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации "О Верховном суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации" и признании утратившим силу Федерального конституционного закона "О дисциплинарном судебном присутствии" можно ознакомиться здесь.