ПРАВО.ru
Сюжеты
2 июня 2015, 17:01

Судья, лишивший подсудимого последнего слова, подал в отставку

Судья, лишивший подсудимого последнего слова, подал в отставку

Председатель Яйского районного суда попал на квалифколлегию за очередное грубое нарушение норм уголовно-процессуального законодательства при рассмотрении делВ прошлый раз его наказали за волокиту, а в этот один из подсудимых в процессе у главы райсуда Константина Мельникова оказался лишен последнего слова. За это вышестоящая инстанция отменила его апелляционное постановление, а в отношении судьи было вынесено частное определение и вскоре он попал на квалифколлегию.

В должности судьи Константин Мельников проработал более 21 года, а с 22 января 2004 года являлся бессменным председателем Яйского районного суда Кемеровской области – дважды назначался на эту должность указами президента. Решением квалификационной коллегии судей области 28 марта 2013 года года Мельникову присвоили пятый квалификационный класс, а 26 февраля 2015 года ККС под председательством Татьяны Шагаровой собралась решать вопрос о вынесении ему дисциплинарного взыскания. С соответствующим представлением в коллегию обратился председатель Кемеровского областного суда Алексей Кирюшин.

Претензии главы облсуда вызвало одно из дел, рассмотренных под председательством Мельникова. Приговором мирового судьи судебного участка №1 Яйского района Кемеровской области от 7 октября 2013 года С. и К. осуждены по ч. 1 ст. 115 УК РФ (умышленное причинение легкого вреда здоровью, вызвавшее кратковременное расстройство здоровья, максимальное наказание – арест сроком до четырех месяцев). Каждый из них приговорен к штрафу в 10 000 руб. 22 апреля 2014 года Мельников рассмотрел апелляционную жалобу осужденных, которые оспаривали решение мирового судьи, и оставил ее без удовлетворения. Президиум Кемеровского областного суда, где председательствовал Кирюшин, 22 декабря 2014 года вынес кассационное постановление (по делу № 4У-3097/2014), которым отменил определение Яйского райсуда и направил дело на новое апелляционное рассмотрение. Важными доводами апелляционной жалобы С. стали сведения о нарушении Мельниковым процедуры судопроизводства. Так, он не огласил протокол судебного заседания мирового судьи, а после окончания прений сторон не предоставил подсудимому последнего слова, что является существенным нарушением уголовно-процессуального закона и безусловным основанием для отмены апелляционного постановления, согласно ч. 1 ст. 401.15 УПК РФ.

Кирюшин считает, что это обстоятельство свидетельствует о ненадлежащем исполнении судьей своих обязанностей, нарушает права участников процесса на рассмотрение дела в разумные сроки и в целом умаляет авторитет судебной власти.

При этом коллегия установила, что загруженность Мельникова позволяла рассмотреть дело без нарушения законодательных норм. Еще одной претензией было то, что качество его решений стабильно ниже, чем среднее по области (в первом полугодии 2014 года 87,5% против 97,3%), низкой является и их стабильность (33% от числа обжалованных приговоров, в то время как средние показатели по области – 79%). Аналогичные показатели имелись и в предыдущие годы. Кроме того, в декабре 2013 года Мельников уже вызывался на заседание областной ККС за волокиту и нарушение прав осуждённого Ш. на защиту и на разумные сроки судебного разбирательства. "Судье было указано на необходимость добросовестного исполнения своих обязанностей, недопустимость нарушения уголовного и уголовно-процессуального законодательства, – указано в материалах разбирательства. – Между тем меры к исправлению сложившейся ситуации не приняты и вновь допущено аналогичное нарушение закона".

Начальник управления Судебного департамента в Кемеровской области Юрий Ким и заместитель председателя областного Совета судей Дмитрий Шандров посчитали, что представление подлежит удовлетворению. Да и сам Мельников указанных в нем обстоятельств совершения дисциплинарного проступка не отрицал.

В итоге ККС области единогласно решила наказать судью замечанием. А 30 апреля 2015 года приняла заявление Мельникова об отставке и прекратила его полномочия судьи.