ПРАВО.ru
Сюжеты
18 марта 2016, 13:11

Как избежать наказания за убийство: новый судебный сериал «Американская история преступлений»

Как избежать наказания за убийство: новый судебный сериал «Американская история преступлений»
Фото с сайта kinopoisk.ru

Стартовало, пожалуй, самое ожидаемое телешоу года в США – детальный рассказ о самом громком процессе XX века против звезды американского футбола О. Джей Симпсона. "Американская история преступлений: народ против О. Джей Симпсона" впечатлает не столько актерским составом, сколько трезвым взглядом на проблемы общества. " Право.ru посмотрело первый сезон и разобралось, как проблемы с расизмом и излишнее внимание СМИ могут запутать самое простое дело.

Вечером 12 июня 1994 года в Лос-Анджелесе запоздавший собачник натыкается на два трупа – мужчины и женщины. Причина смерти – многочисленные ножевые ранения. Женщина оказалась бывшей супругой футболиста О. Джей Симпсона, неподалеку позже обнаружат его кровь и перчатку. Что на самом деле произошло в тот вечер в районе Брентвуд – мало кому известно. Но зато каждый американец в курсе, что началось потом.

Суд над звездой американского футбола, размещавшей в своем саду собственные статуи, привлек к себе огромное внимание прессы и стал поворотным моментом в американской культуре. О процессе снято множество документальных фильмов и написано огромное количество книг (одна из них – "Бег его жизни" Джеффри Тубина – и легла в основу "Американской истории преступлений"). Но сам судебный процесс против О. Джей Симпсона полноценного художественного произведения удостоен не был. И вот, наконец, свершилось.

Десятисерийная теледрама "Американская история преступлений: народ против О. Джей Симпсона" привлекает своим актерским составом – здесь и Дэвид Швиммер, вернувшийся в телеэфир после сериала "Друзья", и Джон Траволта, дебютирующий на маленьком экране в золотой век телевидения. Но главный рецепт успеха шоу – в его режиссере, скандальном Райане Мерфи. Баловень Голливуда с хитами вроде "Лузеры" или "Американская история ужасов" в послужном списке построил свою карьеру на превращении сочного трэша в рейтинговые зашкаливания. Снимая сериал про процесс Симпсона, Мерфи лишился своих главных козырей – циркового перегруза насилия и секса. Но выясняется, что лезть из кожи вон и нагнетать краски создателям совсем необязательно – все тузы и джокеры уже содержатся в самом материале, остается лишь аккуратно расставить нужные акценты.

Противостояние обвинения и защиты

Сериал построен на коллизии между стороной обвинения и защиты. С одной стороны, прокурор Марша Кларк (завсегдатай "Американской истории ужасов" Сара Полсон) горит рвением упечь звезду за уголовное преступление, несмотря на его статус народного любимца – или, наоборот, благодаря ему. С противоположной – целый взвод высокооплачиваемых адвокатов, пекущихся об обратном. Здесь и скользкий представитель интересов голливудской богемы Роберт Шапиро (Джон Траволта с выдающимися бровями), друг и поверенный Симпсона Роберт Кардашьян, а заодно папа супруги другой черной звезды современности – рэппера Канье Уэста (Дэвид Швиммер), а также специализирующийся на защите темнокожих Джонни Кокрейн (Кортни Б. Вэнс).

Цвет кожи Симпсона, как известно, и сыграл решающую роль в вынесении оправдательного вердикта – команда обвинения, имея на руках все козыри, сумела полностью провалить дело из-за пресловутой "расовой карты". Поэтому "Американская история преступлений" начинается за пару лет до описываемых событий, с архивных кадров лос-анджелесских беспорядков и поджогов 1992 года, которые начались с того, что белые полицейские избили темнокожего Родни Кинга. Проблему расизма Мерфи возводит в контекст дела Симпсона: главный герой заявляет в кадре: "Я не черный, я – О. Джей!", и афроамериканцы не воспринимают его своим, пока у него не начались проблемы с законом. Режиссер мягко перекидывает мостик в нынешнюю реальность США, где проблема отношений представителей власти с афроамериканцами стоит не менее остро.

Рождение медийных спектаклей

В СМИ 20 лет назад из-за обвинения звезды футбола в двойном убийстве разгорелся настоящий цирк: вот в новостях показывают, как на Симпсона надевают наручники во дворе его же дома; вот в прямом эфире белый полицейский "Форд Бронко" мчится с эскортом по калифорнийскому фривею, а коп внутри прижимает пистолет к виску Симпсона; вот судья разрешает присутствие телекамер в зале суда – кстати, многие американские юристы и по сей день считают, что именно это решение во многом предопределило ход слушаний. Тогда-то в лексикон западной прессы прочно вошло понятие "медийный спектакль", то есть чрезмерное внимание СМИ к отдельному криминальному делу. Управлять этим стихийным бедствием почти невозможно, и представителям защиты Симпсона ничего не оставалось, как давать пресс-конференции "каждые пять минут", как их потом обвинили оппоненты.


Сюжет сериала и так известен всем, кто к 1995 году достиг сознательного возраста: приговор суда слушало в прямом эфире 150 миллионов человек – на тот момент половина населения США. Поэтому главная ставка в "Американской истории преступлений", набирающая скорость к пятому эпизоду, делается на игру актеров. Именно они оживляют сухие строчки биографий реальных участников тех событий и придают им эмоцию. Больше всех в сериале старается Джон Траволта, чью манерную игру, правда, уже разнесли в пух и прах американские кинокритики. Куба Гудинг-младший, напоминающий реального Симпсона довольно отдаленно, таращит глаза и закатывает истерики – но добивается нужного эффекта. Детектор лжи зашкаливает, и сомнения в виновности или невиновности Симпсона все еще создают необходимый драматизм и саспенс ­ (его автобиография вышла с заглавием "Я сделал это" большими буквами, с едва заметным "Если бы" перед ними).

Сериал несомненно развлекает – и для юридически подкованной публики станет особым развлечением ставить себя на место задействованных в деле высокооплачиваемых специалистов и чувствовать свое превосходство. Периодически возникает ощущение, что большую часть времени эти люди предпочитают рассказывать байки про Марлона Брандо и подкалывать друг друга, чем заниматься своим делом, засучив рукава. Но здесь находится место и для серьезных раздумий. По форме глянцевая и гладкая "Американская история преступлений" – совершенный антипод низового и сермяжного "Создавая убийцу". По сути же – это два брата-близнеца. Забавно и показательно, что туман американской правовой системы сгущается сильнее всего именно в этих двух местах – на занюханной автосвалке в Висконсине и в самом престижном районе Лос-Анджелеса.