ПРАВО.ru
Сюжеты
9 сентября 2013, 15:04

"Когда еще меня судья на руках носить будет?!"

"Когда еще меня судья на руках носить будет?!"

Наверное, каждый судья хотя бы раз за карьеру сталкивается с курьезным происшествием во время судебного разбирательства. Но, пожалуй, самый необычный случай произошел в 2008 году с мировым судьей Ярегского судебного участка Республики Коми Николаем Зелениным, которому сначала потребовалось применить к женщине-истцу свою недюжинную физическую силу, а затем постараться понять, сердиться ему или смеяться.

Не пойман – не вор

Зеленин – коренной северянин. Родные места надолго покидал дважды: когда служил в Вооруженных силах и учился в Харьковском юридическом институте, который в советские времена вместе с несколькими юридическими вузами Москвы, Ленинграда и Свердловска входил в число наиболее предпочтительных для тех, кто хотел стать юристом. После окончания учебы он вернулся на Север и три года работал следователем прокуратуры. В марте 1991 года Верховный совет Коми АССР назначил его народным судьей Ухтинского горсуда сроком на 10 лет. Таким образом, на момент назначения мировым судьей юридический стаж 39-летнего Зеленина составлял 13 лет. 

Коми была одним из первых субъектов РФ, в котором начал функционировать мировой суд. В мае 2000 года Госсовет республики принял законы "О мировых судьях в Республике Коми" и "О судебных участках и должностях мировых судей в Республике Коми". После внесения в августе 2000 года изменений в УПК и ГПК РФ началась работа по подбору кандидатов на должности мировых судей. Первые 10 судей были назначены 27 сентября 2000 года, а к концу года их стало 19. Еще через год правосудие осуществляли уже 45 мировых судей (в этот "призыв" попал и Зеленин), а к середине 2003 года был открыт 52-й по счету судебный участок. 

В горсуде Зеленин большей частью рассматривал уголовные дела. По сохранившимся отзывам коллег, он крайне придирчиво относился к обоснованности доказательств вины или невиновности, представляемых сторонами на процессе. На заседаниях под председательством Зеленина обвинение и защита в равной степени чувствовали на себе требовательность судьи, что особенно не нравилось прокурорам, привыкшим за многие десятилетия наступать на суд с развернутым знаменем, на котором был начертан девиз кинокапитана МУРа Жеглова ("Место встречи изменить нельзя") – "Вор должен сидеть в тюрьме". Экс-следователь Зеленин придерживался же вековой народной мудрости: "Не пойман – не вор". Своему стилю он не изменял и в новой должности, где ему уже пришлось рассматривать поток уголовных и гражданских дел, дел об административных правонарушениях и документов. 

Старейшина мировых судей республики 

В территорию подсудности Ярегского судебного участка входят часть города Ухты, поселки городского типа Шудаяг и Ярега, а также село Кедвавом. Зеленин хорошо знает историю этих мест. Например, Шудаяг возник как поселение осужденных при судоверфи на реке Ухта. А уникальное Ярегское месторождение тяжелой (высоковязкой) нефти, добывающейся шахтным способом, и титановой руды в течение многих лет разрабатывали заключенные Ухтпечлага. В Ухте и ее окрестностях и ныне живет немало потомков праведно и неправедно осужденных и сосланных советских граждан. В наше время пенитенциарная система республики представлена почти тремя десятками исправительных заведений – общего, строгого и особого режима, колоний-поселений, а также колоний для женщин и бывших работников судов и правоохранительных органов. При этом часть отбывших наказание традиционно оседают в здешних местах. Все это не может не влиять на уровень законопослушности населения региона. Так, в 2012 году уровень преступности в Республике Коми составил 19,9 преступления в расчете на 1000 жителей, превысив средний показатель по Северо-Западному федеральному округу (15,0) и среднероссийский уровень (16,1). 

С этими реалиями приходится сталкиваться и мировым судьям республики, в деятельности которых наблюдается устойчивая тенденция роста нагрузки. Когда Зеленин только начинал, он и его коллеги рассматривали в среднем более 100 дел в месяц. А в 2007 году в Ярегском судебном участке этот показатель увеличился в два раза. Еще через два года число дел, рассмотренных за месяц мировым судьей участка, уже перевалило за триста. 

К тому же Зеленин регулярно подменял заболевших или вышедших в отпуск коллег с соседних судебных участков, которых в Ухте и ее ближайших окрестностях было еще пять. "Очень грамотный и работоспособный судья", – так характеризовал его в те годы председатель Верховного суда РК Вячеслав Шишкин. И добавлял, что Зеленин "у мировых судей является старейшиной". Судьи республики, отдавая дань знаниям и опыту Зеленина, избрали его делегатом VII Всероссийского съезда судей. А ранее его избрали членом Совета судей региона. 

Маленькие человеческие трагедии и комедии 

За 22 года судебной карьеры Зеленин рассмотрел несколько десятков тысяч дел. О двух из них, относящихся к периоду работы в должности мирового судьи, рассказал в 2008 году в августовском номере журнала судейского сообщества России "Судья" консультант ВС Республики Коми Алексей Голосов. 

Уголовное дело по обвинению в совершении преступления, предусмотренного статьей 245 УК РФ (жестокое обращение с животными) запомнилось Зеленину, прежде всего, как как "маленькая человеческая трагедия". Одинокая женщина, ведущая достаточно замкнутый образ жизни, была очень привязана к своей болонке, которая в свою очередь платила хозяйке тем же. А вот соседи владелицы собачки невзлюбили животное. Супружеская чета постоянно находилась в разной степени опьянения, а собаки, как утверждают кинологи, пьяных людей не любят. Во всяком случае, болонка при встрече подвыпивших соседей неизменно яростно облаивала их, в то время как к другим окружающим относилась спокойно.

Супруги решили извести животное. Однажды жене удалось схватить болонку, которая на несколько минут осталась вне поля зрения хозяйки. В квартире муж ударил собаку молотком по голове, а затем пустил в ход нож. За жестокое убийство собаки Зеленин приговорил мужчину к году и трем месяцам лишения свободы, а по отношению к его жене, с учетом, что на ее иждивении двое малолетних детей, судья ограничился условным сроком. 

Второе дело, гражданское, неожиданно обернулось курьезом. Зеленин рассматривал иск жительницы одного из поселков к энергетической компании, в котором женщина требовала перерасчета платы за электроэнергию. Дела, связанные с оплатой коммунальных услуг, как правило, не представляли большой трудности для принятия обоснованного решения. Так было и в этот раз. Зеленин внимательно выслушал претензии истца к компании, а затем – аргументы представителя ответчика. Затем, ознакомившись с предъявленными счетами и сверив их с тарифами, Зеленин пришел к заключению, что иск женщины не подлежит удовлетворению. 

Во время оглашения решения с женщиной произошел обморок. Зеленин тот час же связался с неотложкой. Однако на станции скорой помощи, узнав фамилию женщины, не спешили принять вызов. Мол, гражданка уже далеко не в первый раз падает в обморок и всегда – в различных учреждения муниципальной власти. И всякий раз бригада "скорой" не находила в ее состоянии никаких отклонений от нормы. По мнению телефонного собеседника судьи, женщина просто симулирует обмороки. 

Притворно или всерьез, но женщина лежала в зале судебных заседаний без движения с закрытыми глазами. А в коридоре ждали своей очереди участники рассмотрения других дел. На помощь суду пришел представитель энергетической компании, который предложил отвезти женщину в больницу на служебной машине. Правда, при этом он с сомнением посмотрел на весьма дородную, под центнер весом, если на глазок, даму. Тогда Зеленин, которого природа не обделила силушкой, поднял ее на руки и понес к автомобилю. Можно представить себе лица людей в коридоре суда при виде этой картины. На улице женщина немедленно открыла глаза и попросила спустить ее на землю. 

 – Вы что же, притворялись все-таки? – Сдержанно спросил Зеленин, не зная, сердиться ему или смеяться. 

 – Когда еще меня на руках судья носить будет?! – Как ни в чем не бывало, ответила та. 

Послесловие

Через некоторое время после VII Всероссийского съезда судей Зеленин вновь стал судьей-криминалистом Ухтинского городского суда.